Брянский театр кукол на днях вернулся из самого необычного своего путешествия. Наш театр участвовал в III Международном театральном фестивале в Ашхабаде. Как говорят бывалые путешественники, Туркмения для россиян — одна из самых закрытых стран в мире, наравне с Северной Кореей. А наши артисты привезли из Ашхабада добрые впечатления от радушия и гостеприимства хозяев, которыми поделились с «Брянскими известиями».
Впервые за рубеж
Международный фестиваль «Театральное искусство эпохи счастья» прошел в Ашхабаде в третий раз. Свои постановки представили 14 театральных коллективов из 12 стран мира. В Туркмению приехали театры из Афганистана, Ирана, Италии, Казахстана, Пакистана, России, Соединенных Штатов Америки, Таджикистана, Турции, Узбекистана, Украины и Эстонии.
Брянский театр кукол отправил заявку на ашхабадский фестиваль впервые. Для этого текст спектакля нужно было перевести на английский язык. Заявку одобрили и брянских кукольников пригласили в Ашхабад.
В Туркменистан отправились девять человек: пять актеров, директор театра, звукорежиссер, художник по свету и специалист по декорациям. Всем оформили приглашение в страну, поэтому с получением виз проблем не было. Документы артистам и другим участникам выдали по прилету в аэропорту Ашхабада. Для брянских кукольников это был первый за долгое время выезд за границу, не считая Белоруссии.
— Поездку оплатил департамент культуры Брянской области, — рассказала «Брянским известиям» актриса Брянского областного театра кукол Наталия Громыкина. — Большая часть этих средств пошла на перевозку декораций для спектакля. И туда, и обратно, они летели на другом самолете, нежели вся труппа.
В аэропорту брянскую делегацию встретила главный специалист Международного театрального отдела Министерства культуры Туркменистана Бильбиль. И с этого момента за труппой закрепили сопровождающего, который помогал во всех бытовых вопросах и не только.
Белый город
Туркменская столица впечатлила брянцев. Ашхабад они называют не иначе как «восточной сказкой». Большие прямые проспекты, золотые статуи, огромные фонтаны, дома из белого мрамора… Ашхабад несколько раз входил в Книгу рекордов Гиннесса как самый беломраморный город в мире. В столице – больше 500 зданий, облицованных этим благородным камнем.
Брянские кукольники поселились в отеле «Ашхабад».
— Чего стоит один вид из окна нашей гостиницы, — показывает фотографию Наталия Громыкина. – Справа – здание ЗАГСа, слева – еще одна гостиница. «Есть ли жизнь на Марсе?» – писали в шутку мне мои друзья. Пейзаж, действительно, неземной.
Белым мрамором облицованы и все ашхабадские театры: внутри и снаружи. Главный драматический театр, Туркменский музыкально-драматический театр имени Махтумкули, Государственный театр кукол – на этих площадках проходил фестиваль.
В день участники смотрели по три-четыре спектакля. Не на все удавалось попасть, так как иногда они шли одновременно. Все выступления артистов проходили при полном аншлаге. Театры из разных стран играли спектакли на родном языке. Но для людей, говорящих на языке творчества, отмечают артисты, не существует языкового или межкультурного барьера.
Делегации участвовали в театральных мастер-классах, побывали на выставках, посвященных фестивалю.
— А вот просто погулять по городу нам не удалось, — рассказывает Наталия. – Просто не хватило времени – программа фестиваля была очень насыщенной. Однажды нас отвезли на местный рынок: там можно было купить сувениры с национальным колоритом. Рынок был похож на наш, российский – если не учитывать обилие ярких тканей, вышивок и украшений.
Национальный колорит
Брянский областной театр кукол – один из трех театров, представляющих Россию на ашхабадском фестивале. Свои спектакли также показали Татарский государственный театр кукол «Экият» и Независимый Петербургский театр теней.
Брянские артисты показали на сцене Туркменского Государственного театра кукол пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». Кукольников тепло встретили туркменские зрители. В зале сидели коллеги артистов и туркменские школьники. Брянских актеров трижды вызывали на «бис» после спектакля.
— Нам показалось, что организаторы сделали упор на национальных традициях разных народов, — говорит Наталия Громыкина. – Киевский театр показал спектакль «Гуси-Лебеди». Постановка иранских артистов была выполнена в жанре тазийе, который охраняется как нематериальное наследие ЮНЕСКО. Они играли на языке фарси. Молодежный театр «Жастар» из Астаны представил спектакль по казахскому эпосу «Жибек». Актеры не только играли, пели, но и исполняли акробатические номера.
Главный драматический театр Туркменистана представил спектакль «Птица счастья», поставленный по одноименному произведению президента страны Гурбангулы Бердымухамедова. В нем рассказывается о жизни туркменского села во время Великой Отечественной войны. Завершал фестиваль спектакль «Домрул». Он создан по мотивам туркменского эпоса «Горкут ата».
— Видно, сколько денег вкладывают в культуру Туркмении, — отмечает Наталия Громыкина. – Это относится не только к внешней стороне: красивые здания, хорошее оборудование. Мы увидели высокий уровень постановок туркменских театров.
Вот так для Брянской области завершается Год театра, который был объявлен в 2019 году. Некоторые театральные коллективы брянские кукольники ждут в гости на юбилейный 25-й Международный славянский фестиваль «Театр+», который проходит в нашем городе.