Брянских пассажиров огорошила новость о подорожании проездных билетов на общественный транспорт с 1 января 2023 года. Проездной на один вид транспорта, на автобус, станет дороже почти в полтора раза – вместо 900 рублей за него придется отдать 1300 рублей. Не столь серьезно в процентном отношении («всего лишь» на треть!) цена повысится на общий проездной – с 1100 до 1500 рублей.
«Брянские известия» попытались разобраться, почему проездной становится все более невыгодным для пассажира. И меняется ли в городе ситуация с общественным транспортом.
Все ниже и ниже
Половина десятого вечера, будний день. Не очень популярная остановка в Советском районе. Сразу приходит автобус. Кажется, до дома довезет. Делаем большой крюк по смоленской трассе, по улице Романа Брянского. Пассажиров поздно вечером здесь нет, едем без остановок.
Я не очень активно пользуюсь общественным транспортом. Неудобно и дорого. Но эта поездка мне понравилась, пусть и крюк был лишним. Поедем дальше.
В Брянске, судя по исследованию центра компетенций в области моделирования транспортных потоков и транспортного планирования, ситуация с общественным транспортом становится только хуже. Если в рейтинге городов в конце 2021 года Брянск занимал 30-е место, то по данным на первый квартал 2022-го – уже 45-е, пропустив вперед Орел и Смоленск.
Что же случилось за три месяца? В Брянске так и не появилось магистральных маршрутов. Что это за чудо такое? Магистральный маршрут должен проходить по центральным улицам города, быть довольно протяженным. В час пик интервал должен составлять не больше 10 минут. Не меньше трех рейсов совершать с семи до восьми часов утра. Работать допоздна – до 23.00 – немаловажный фактор. В Брянске есть некоторые маршруты, которые стараются приблизиться к этому, но не получается.
Автобусные маршруты довольно запутанные – мало какие идут по прямой из точки А в точку В, не заезжая никуда попутно. Вечером в центре еще можно уехать общественным транспортом, чего не скажешь об окраинах и перемещении между районами города. Интервал движения резко увеличивается после вечернего часа пик. И сколько займет поездка на автобусе и троллейбусе вечером вместе с ожиданием транспорта – большой вопрос.
Проблемы есть, но из машин их не видно
Маршруты дублируются. Много транспорта на площади Ленина. Из окна администрации кажется, что все у нас хорошо, особенно, если приехал на машине. Пассажиры просят чиновников, которые занимаются транспортным обслуживанием, пересесть на общественный транспорт – сразу станут понятны проблемы обычных жителей. Но, несмотря на заверения, что сотрудники администрации транспортом пользуются, видя некоторые их решения, становится понятно, что это не так.
С 1 января отменят троллейбус № 15. Он ходил через «чермет». Его заменил автобус № 27. Это случилось в то время, когда троллейбусы никто не поддерживал, а город закупил новые автобусы. Первые не смогли составить конкуренцию вторым. Получается, автобус забрал маршрут, где есть контактная сеть для троллейбусов. А мог бы послужить там, где ее нет.
Самым обделенным в плане общественного транспорта совсем недавно был микрорайон на улице Флотской. Теперь туда и в соседний 10-й микрорайон ходит почти весь общественный транспорт. А до центра Бежицы порой не добраться. Видимо, жители Флотской очень много писали жалоб в администрацию. Как признались в региональном департаменте промышленности, транспорта и связи, именно это является основанием для установки маршрутов. Других вариантов исследований у них нет?
На табло на остановках можно увидеть только автобусы, возможно, сейчас новые троллейбусы, которые постепенно выходят на улицы. Хотя закупили табло по программе обновления электрического транспорта. Что говорить о маршрутных такси – их движение не отображается на табло и в помине.
Работаем как хотим или не работаем
Администрация никак не может воздействовать на частных перевозчиков. Они не соблюдают расписание движения, интервалы, проезд в маршрутках по-прежнему нельзя оплатить банковской картой.
– Полномочия по проверке несоблюдения установленного расписания движения переданы Управлению муниципального контроля, – повторяет как мантру администрация города в соцсетях. – Для проведения проверки на том или ином маршруте в управление должно поступить официальное обращение от гражданина или группы граждан, только в этом случае может быть назначена проверка.
Но проверки и раньше не помогали. Что же должно измениться теперь?
Сами перевозчики сетуют, что работать на таких условиях им невыгодно совсем, а администрация им ничем помочь не хочет. Замкнутый круг.
По данным исследования, в городе примерно 28% коммерческого транспорта. Он же – с нерегулируемым тарифом, то есть тот, в котором нельзя воспользоваться подорожавшим проездным.
Зачем проездной, если никуда уехать невозможно?
При нормальной работе общественного транспорта (город у нас не мегаполис) пассажиру дорогой проездной невыгоден. Если на работу можно добраться без пересадок на автобусе или троллейбусе, то поездки обойдутся дешевле. Кстати, на троллейбусе еще дешевле – поездка пока обойдется в 18 рублей при безналичной оплате. Если транспорт ходит кое-как – иногда придется воспользоваться маршруткой, здесь проездной не поможет. А иногда – и поехать с пересадкой. На это, видимо, и рассчитывают, повышая стоимость проездного.
Конечно, после повышения цен на проездной можно ждать повышения стоимости проезда и за разовую поездку. Вдруг проездной на месяц окажется о-о-очень выгодным.
Я живу на той же улице, что и работаю, – не на окраине Советского района. Но доехать без пересадки на работу и обратно не могу – прямых рейсов не существует. Поездка с пересадкой, с ожиданием транспорта, долгим переходом кольцевой развязки займет не меньше времени, чем дойти до работы пешком, – 25 минут. В такой же недоступности оказывается, например, детская поликлиника – уже социальный объект.
Вокруг моего дома несколько остановок. Через них ходит один-два-три вида общественного транспорта. Нельзя просто прийти на остановку и поехать на том, что первое приедет – автобус, маршрутка или троллейбус. Добраться до центра можно без пересадки, но по большому кругу. Иногда получается снова пешком – если не быстрее, то надежнее.
Еду в троллейбусе № 14, в старом. С потолка течет вода, вокруг все ржавое. Зато народу не много – некоторые из-за этого и выбирают троллейбус, если никуда не спешат. Заезжаем на кольцевую развязку на Полтиннике. Почти останавливаемся на самом перекрестке – троллейбус проезжает стрелку. По нормативам, должен двигаться не быстрее 5 километров в час. В рамках обновления троллейбусов и инфраструктуры для них стрелки менять будут, но не на скоростные. Чиновники отвечают, что смысла в них нет. По результатам исследования, в Брянске средняя скорость общественного транспорта – 16,14 км/ч. Движемся мы к светлому будущему, только очень медленно.
Марина АНТОНОВА.
Материал опубликован в газете «Брянские известия» № 50 (263) от 23 декабря 2022 года.