Полицейские, медики, преподаватели, чиновники… Читая новости, кажется, что взятки берут все. Никакие уговоры, общественное порицание, серьезные сроки и штрафы на попавшихся коллег не действуют. И каждый, кто обладает хотя бы маленькой властью или доступом к большим деньгам, стараются их использовать в своих интересах. Или им приходится?
Почти все коррупционные дела расследуют следователи СК России. «Брянские известия» решили пройтись по самым громким из них, которые завели за неполный 2022 год. И ответить на вопрос, получится ли у нас искоренить это зло.
МЕДИЦИНА
Главный врач Брянской городской больницы №1, он же депутат, в обоих качествах – бывший, Константин Воронцов. Свой приговор он пока не выслушал. Но, по версии следствия, с февраля 2018 года по октябрь 2021-го вместе с заведующей аптекой лечебного учреждения получил от предпринимателя, 42-летнего жителя Тулы, 2 миллиона 735 тысяч рублей. За взятку он заключал договоры на поставку медицинских товаров с аффилированными и подконтрольными бизнесмену организациями.
Главный врач Юдиновской участковой больницы, что в Погарском районе, врач травматолог-ортопед и медсестра лечили «мертвых душ» в стационаре. Следователи считают, с января по октябрь 2021 года заполнили медицинские карты на 109 пациентов. Мол, они прошли курс медицинской реабилитации. Из Фонда обязательного медицинского страхования на счет больницы перечислили 6,2 миллиона рублей. Деньги потратили на нужды больницы и выплату премий и стимулирующих выплат, в том числе и обвиняемым.
Еще одно громкое дело в медицинской среде. Кажется, врач тут уже не поможет: человек умер. Но чтобы забрать его тело из морга и попрощаться по всем правилам, придется снова заплатить. В «банду патологоанатомов» входило 18 человек: заведующий патологоанатомическим отделением Брянской областной больницы, десять его подчиненных и семь сотрудников ритуальных агентств. По версии следствия, с апреля 2020 года по март 2021-го они брали дополнительную плату за ускоренную выдачу тел умерших, аренду траурного зала, сохранение тела в стационаре.
Как раз бушевал коронавирус. Всех умерших от него отправляли в морг на проспекте Станке Димитрова. Работы у патологоанатомов прибавилось. У морга выстраивались очереди. Среди потерпевших – порядка 200 человек. Следствие считает, что они заплатили патологоанатомам от 1000 до 9000 тысяч рублей. За год они заработали таким образом больше миллиона рублей. Заведующий отделением на суде говорил, что деньги предназначались на премии и выплаты сотрудникам за вынужденные переработки.
ОБРАЗОВАНИЕ
Учиться, учиться и еще раз учиться! А если не хочется? Можно заплатить и получить заветную «корочку». Возможно, в сфере образования мы взятки победили?
Пока нет. В апреле 2022 года завершили расследование уголовного дела на преподавателя Брянского государственного инженерно-технологического университета. По версии следствия, обвиняемая 12 декабря 2020 года получила от старосты учебной группы 25 тысяч 500 рублей. За деньги преподаватель обещала закрыть глаза на отсутствие практической работы, без которой не получить допуск к экзамену. Бонусом студенты получали еще и хорошие оценки за аттестацию.
Бывший проректор того же БГИТУ по научной и инновационной деятельности обвиняется в получении крупной взятки. Следователи считают, что за общую сумму не меньше 474 тысяч рублей женщина обещала своей подчиненной продвижение по службе. Дело было в 2017-2019 годах. Никаких инноваций тут не применяли. Деньги она получала частями переводом на банковские счета. Проректора задержали в июне 2022-го. Расследование уголовного дело еще не окончено.
И из последнего. Бывший директор и преподаватель техникума в Брянске решили повысить свое благосостояние за счет нацпроекта. По версии следствия, с июня по декабрь 2021 года они формально создали группу из 13 слушателей. Делали вид, что обучали предпринимательству. И выдали потом документы о пройденном обучении.
Из федерального бюджета в рамках нацпроекта перечислили 577 тысяч рублей на счет техникума. Деньги использовали на выдачу премий и нужды техникума. Экс-директора теперь обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями и служебном подлоге, а преподавателя – в пособничестве в преступлениях.
ПОЛИЦЕЙСКИЕ
Автомобилисты знают, что взятку автоинспектору дать стало сложнее. Могут еще и привлечь к уголовной ответственности.
Обычное дело – наряд ДПС останавливает водителя. Он пьян, предлагает уладить дело за вознаграждение. А полицейские звонят в дежурную часть и сообщают о попытке дать взятку. Одно время им даже премию в полиции выписывали – в сумме предлагаемой взятки.
Одно из последних таких дел – в Почепе в мае этого года остановили пьяного автомобилиста. Он предлагал 60 тысяч рублей, чтобы его отпустили с миром. Но нет. Завели кроме административного дела за пьянку за рулем еще и уголовное за покушение на дачу взятки.
А вот в Севске старший инспектор ОГИБДД не стеснялся брать деньги, даже когда ничем помочь не мог. Его обвиняют в мошенничестве с использованием служебного положения и в мелком взяточничестве. По версии следствия, 27 апреля он взял 10 тысяч рублей у местной жительницы за то, чтобы прекратить административное дело за пьяную езду. Хоть и в действиях женщины признаки этого правонарушения отсутствовали.
Трем мужчинам он пообещал помочь вернуть права после лишения. Взял вознаграждение – по 80 тысяч рублей с каждого. Но фактически ничем помочь не мог. За 15 тысяч рублей еще одному взяткодателю обещал более мягкое наказание от мирового судьи за нарушение в области безопасности дорожного движения. Никаких действий, чтобы выполнить обещанное, он не совершил. Возможно, за это и поплатился – пока инспектора отправили под домашний арест.
Попадаются на преступлениях и более крупные «рыбы». Начальник МО МВД России «Брянский» обещал не привлекать к уголовной ответственности сотрудников коммерческой организации – за 5 миллионов рублей. 14 октября при попытке передачи первой части взятки в один миллион рублей его задержали. Пока идет следствие. Суда он будет дожидаться под стражей.
ОТКАТЫ, МНИМЫЕ И НАСТОЯЩИЕ
Бывший директор департамента сельского хозяйства Брянской области Владимир Ториков ждет суда за получение взятки. 1,2 миллиона рублей ему передала жительница Клинцов, она же – представитель московской фирмы, за победу коммерческой организации в электронном аукционе. Его проводили для подготовки стенда-экспозиции Брянской области на выставке в столице. Деньги переводили частями по фиктивному договору через ИП, подконтрольное Владимиру Торикову.
Представительницу московской фирмы уже осудили – ей назначили 1 миллион 180 тысяч штрафа. А бывшему директору департамента грозит до 10 лет колонии, максимальная сумма штрафа может составить порядка 80 млн рублей.
Начальника подразделения РЖД в Брянской области обвиняют в получении взятки в 649 тысяч рублей. По версии следствия, в 2017 году он договорился с техническим директором коммерческой организации, что сотрудники РЖД выполнят за фирму работы. Нужно было установить освещение на платформах и станциях железной дороги. Контракт выиграла фирма-взяткодатель.
Бывший руководитель отдела ООО «Брянская мясная компания» обманул двух предпринимателей и получил от них 940 тысяч рублей. Он сказал, что отвечает за поставку запасных частей в другой организации. И обещал заключить договоры на поставку запчастей и обслуживание техники с этими предпринимателями.
Он же получил откаты в 3,4 миллиона рублей от одного индивидуального предпринимателя и двух директоров организаций за заключение договоров с ними от ООО «БМК». Но свое бывший руководитель отдела уже получил – 4,5 года в колонии строгого режима и 3 миллиона рублей взятки. Откаты конфисковали в пользу государства.
Сотрудники администраций, судебные приставы, таможенники… Перевод всех платежей в электронный вид, сложность снятия наличных, декларирование доходов и расходов – все препоны рано или поздно удается обойти взяточникам. Уж слишком силен соблазн, мало кто устоит. Но все же берущих взятки меньше, чем дающих. Поэтому бороться с коррупцией остается только простым людям – не давать, может, и брать перестанут.
КОММЕНТАРИЙ
– В некоторых случаях о коррупционных преступлениях становится известно оперативным работникам ФСБ и МВД из своих источников, – говорят в пресс-службе СУ СКР по Брянской области. – В других люди обращаются с жалобой, просьбой о помощи – оградить от должностного лица, выдвигающего незаконные требования. Об отдельных фактах взяточничества, бывает, узнают в ходе работы по другим подобным преступлениям. Иногда так называемые «компаньоны» по незаконной деятельности сообщают. Последнее очень редко, поскольку быть осужденными за совершение группового преступления желающих мало.
Жадность можно рассматривать как один из факторов раскрытия коррупционной деятельности. По словам коммерсантов, которым приходилось давать взятки, если бы сотрудники полиции не «перебрали» с суммами, то они дали бы взятку и решили бы вопрос. Но получателю взятки, как правило, всегда мало и хочется больше.
Марина АНТОНОВА.
Материал опубликован в газете «Брянские известия» № 45 (258) от 18 ноября 2022 года.