Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Поджог или возгорание электропроводки?

Брянская пожарно- испытательная лаборатория заняла в этом году второе место в России в номинации «Лучшее судебно- экспертное подразделение».

Первый этап конкурса проходил в Иванове. Брянские специалисты стали лучшими в Центральном федеральном округе. На втором этапе предстояло пройти практическое испытание. При определении победителей и призеров оценивался научный вклад лабораторий в разработку новых методик, связанных с пожарной безопасностью.  Награждение состоялось в Иркутске.

16 ноября журналист «Брянских известий» отправилась посмотреть, чем занимаются специалисты лаборатории, и как им удается определить причину пожаров.

Негорючие материалы

На входе гостей встречала постоянный «сотрудник» и даже жилец лаборатории — кошка Кузя. Котенка завели, чтобы избавиться от грызунов вокруг здания лаборатории. И кошка со своими обязанностями справляется полностью. А еще — дает возможность сотрудникам переключиться во время работы.

Экскурсию по лаборатории провели заместитель начальника учреждения Алексей Тищенко, начальник сектора судебных экспертиз Николай Трохин, старший эксперт Андрей Федяев и, конечно, начальник лаборатории Олег Лемешев, который с легкостью объяснял непосвященным специфику профессии.

Первый отдел, который посетили журналисты, — сектор исследовательских и испытательных работ в области пожарной безопасности.

Здесь тестируют материалы. Определяют показатели их пожарной опасности. Эксперты проверяют системы противопожарной защиты на соответствие требованиям. Это средства огнезащиты, дымоудаления, пожарные водопроводы. Анализируют общую защищенность зданий от возможных пожаров, рассчитывают пожарные риски.

Горючие жидкости

Дальше на очереди — химическая лаборатория. Журналистам предложили попробовать себя в качестве экспертов. В лаборатории с помощью химических методов определяют, был ли причиной пожара поджог. Для этого нужно выяснить, есть ли остатки легковоспламеняющихся веществ на месте возгорания.

На столе три баночки с грунтом. По легенде, их взяли с места пожара. И в одной из них есть горючее вещество, что свидетельствует о поджоге.

— Для начала мы используем газоанализатор — «Колион» 1-В с фотоионизационным детектором, — говорит замначальника лаборатории Алексей Тищенко. — Настраиваем его на углеводороды. Такой мобильный прибор эксперты часто берут на место пожара, чтобы определить область, из которой можно взять образец. Он чувствительнее человеческого носа, ведь запах горючего может определить и человек. Но, как правило, в очаге возгорания это уже невозможно. Поэтому на помощь приходит специальное оборудование.

Банку с горючим определили. Теперь стоит задача выяснить, что это за вещество. Если оно нетипично для этого места, большая вероятность поджога.

Перед нами аспиратор сильфонный с комплектом индикаторных трубок. Засыпаем в него грунт, заливаем гексан. В выделившемся веществе легко определить легковоспламеняющуюся жидкость. С помощью анализаторов через программу на компьютере по графикам специалист узнает, что в этом грунте есть дизельное топливо.

— Возьмем, например, пожар в автомобиле, — говорит Алексей Тищенко. — Если его заправляли бензином, а рядом нашли дизельное топливо — велика вероятность поджога.

Искрящая электропроводка

Одна из наиболее частых причин пожара — короткое замыкание. В морфологической и металлографической лабораториях исследуют электроприборы. А также — микроструктуры оплавления провода, изъятого с места пожара. Провода исследуют с помощью металлографического микроскопа. По определенным признакам эксперт узнает, когда оплавились провода — во время пожара или до него. Если плавление началось до возгорания, вполне вероятно, что оно и стало причиной ЧП.

Но чтобы дойти до проводов и микроскопа, специалистам предстоит немало работы. В лабораторию только что привезли обгоревший обогреватель. Предположительно, он стал причиной одного из недавних пожаров. Из пакета как улику обогреватель достает начальник сектора судебных экспертиз Николай Трохин.

— Мы видим, что металлический корпус обогревателя в одном месте вздулся, — рассматривает он объект. — На корпусе — нехарактерные отверстия. Прежде всего, нужно разобрать прибор, посмотреть, в каком положении находится переключатель, была ли у него функция автоматического отключения. И только потом мы исследуем провода и сделаем заключение о причинах пожара.

На работу с одним пожаром уходит до 30 дней.

200 выездов на пожары

Теперь посмотрим, как работают эксперты в условиях настоящего пожара. Для начала нужно надеть боевую одежду.

— Иногда мы приезжаем на пожар, когда только потушили открытое пламя, — рассказывает старший эксперт Андрей Федяев. — Вокруг все тлеет, льется вода, в это время звенья пожарных могут еще работать. Поэтому в амуниции должно быть удобно.
В лаборатории есть свой автомобиль. В нем — все необходимое оборудование для работы в полевых условиях.

В лаборатории круглые сутки дежурит эксперт. Он готов выехать на пожар в любой момент. По словам начальника учреждения Олега Лемешева, эксперты лаборатории выезжают на каждый пятый пожар в регионе.

— В течение года наши сотрудники больше двухсот раз выезжали на места возгораний, подготовили по факту происшествий необходимые технические заключения, профессиональные экспертизы, провели порядка двухсот лабораторных испытаний веществ, материалов и оборудования на соответствие требованиям пожарной безопасности, — говорит Олег Лемешев.

За экскурсией постоянно следует четвероногая хозяйка лаборатории (как она сама считает) — кошка Кузя, следит, чтобы гости ничего не испортили, не забрали с собой. Убедившись, что все в порядке, отправляется на свое боевое дежурство против крыс и мышей. А сотрудники расходятся по своим рабочим местам. Их помощь может понадобиться
в любую минуту.

Марина АНТОНОВА.


Материал опубликован в газете «Брянские известия» № 46 (259) от 25 ноября 2022 года.

Поделиться:

© 2016 – 2022, © Брянские известия, 16+
Новости 24