По данным Министерства культуры России, во время Великой Отечественной войны в Советском Союзе пострадали больше 160 музеев. Точное число утраченных культурных ценностей исследователи затрудняются назвать. Известно лишь, что оно перевалило за миллион.
До начала войны коллекция Брянского краеведческого музея насчитывала тысячи уникальных экспонатов. Здесь были экземпляры подлинных русских летописей, редкие археологические находки… А еще в запасниках хранили 19 картин известных русских художников: Исаака Левитана, Ивана Шишкина, Валентина Серова, Александра Маковского, Петра Кончаловского и Ивана Айвазовского. Во время оккупации Брянска все они исчезли. Их вывезли немцы при отступлении. А то, что не смогли забрать, – уничтожили.
В «Справке об ущербе, причиненном гитлеровцами по типам музеев», хранящейся в Минкульте, о причине гибели коллекции полотен брянского музея ничего не говорится. В документе есть лишь одна отметка — «разграблено».
Как в провинциальный Брянск попали картины знаменитых художников? Оказывается, в 1927 году их прислали из Центрального хранилища государственного Музейного Фонда. «Брянским известиям» удалось восстановить названия 7 из 19 полотен.
Прекрасная дворянка
Первая в списке исчезнувших картин – работа авангардиста и основателя объединения «Бубновый валет» Петра Кончаловского «Портрет Александры Петровны Миллер». Она приехала к нам из собрания коллекционера Акопова.
К сожалению, ни фотокопий, ни описаний картины не сохранилось. В коллекции художника много портретов его семьи: жены Ольги, дочери Натальи, сына Михаила и других родственников.
Изображенная на картине Александра Миллер – представительница рода потомственных дворян. Семейство было большое, но судьба героини портрета теряется после 1917 года.
В брянском музее картина пробыла до 1941. А когда 8 октября 1943 года Брянский горсовет принял постановление «О создании городского музея», картины уже не было.
Ни на иностранных аукционах, ни в коллекциях немецких музеев картина не значится.
Загадка Айвазовского
Еще одна исчезнувшая картина — «Буря на море» 1884 года. Известно, что это копия полотна знаменитого мариниста Ивана Айвазовсого. Потому что в тот год он написал всего одну картину – «Трапезунд». И она хранится в Кинешемском художественно-историческом музее.
Работы Ивана Константиновича по сей день остаются самыми дорогими произведениями русской живописи.
В каталоге картин Айвазовского значатся три произведения с похожим названием. Они написаны в 1849-м и 1895-м годах. Оригиналы хранятся в музее-заповеднике в Павловске, Нижнетагильском художественном музее и Нижегородском государственном художественном музее.
Судя по данным Брянского краеведческого музея, при отступлении гитлеровцы не пожелали расстаться даже с копией картины легендарного мариниста.
Нетипичная картина
Валентин Серов — прославленный русский портретист. Всемирную известность художнику принесли картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем».
В Брянском краеведческом музее в начале прошлого века оказалась нетипичная для портретиста Валентина Серова картина «Пейзаж». Ее прислали к нам из собрания Рогожско-Симоновского музея, который является филиалом Третьяковской галереи.
Исчезнув в 1943 году, она навсегда затерялась…
Во время оккупации брянский музей лишился картины Александра Маковского. Живописец был сыном еще одного известного русского художника Владимира Маковского. Александр работал в жанре пейзажа и портрета. В своем творчестве художник делал акцент на повседневной, обыденной жизни.
В Брянском краеведческом музее хранилась его картина «Гитарист». Примечательно, что у Владимира Маковского есть полотно с таким же названием. Его судьба известна, в отличие от картины сына, — оно находится в Саратовском художественном музее имени Александра Радищева.
Этюды и наброски
Еще одно полотно, попавшее в 1927-м в Брянск, принадлежало кисти Исаака Левитана. Работа, которую привезли к нас в музей, также была посвящена окружающему миру. Она называлась «Этюд озера». Судя по данным Минкульта, в брянский музей она попала из коллекции промышленника и мецената Павла Харитоненко. После смерти предпринимателя его коллекция разошлась по музеям.
Левитан никогда не был полностью доволен своими произведениями. Считал, что можно было сделать еще лучше. За всю жизнь Исаак Ильич написал больше тысячи картин. За последний год жизни он написал больше 300 этюдов.
Многие работы мастера попали в частные коллекции, аукционные дома. Но следы «Этюда озера» после 1943 года теряются.
Иван Шишкин считается одним из самых узнаваемых русских художников. Образы из его картин стали символами России.
В Брянском краеведческом музее до 1943 года хранились две работы пейзажиста: «Скалистое ущелье» и «Дубы». Причем первая — это всего лишь набросок, а не законченная картина. Как выглядит второе полотно, неизвестно. Но дубы Иван Шишкин любил изображать на своих холстах. В коллекции живописца еще пять работ с аналогичными названиями.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Как рассказали корреспонденту «Брянских известий» в краеведческом музее, отыскать пропавшие картины мастеров русской живописи пока не смогли.
— Все, находившееся в музее до 1941 года, уничтожено или разграблено, — говорят сотрудники музея. – Новую коллекцию удалось создать только к началу 1950-х годов. Она рассказывала об истории Брянской области, партизанском движении, военном времени.
Постепенно экспозиции пополняли археологическими находками, научными экспонатами, монетами и произведениями изобразительного искусства. Среди них: старинные иконы 17-20 веков, портреты известных уроженцев Брянщины, пейзажи. Но картин, написанных именитыми живописцами-классиками, к сожалению, нет…
Мария ДЕДКОВА
Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 043 (103) за 1 ноября 2019 года.