Какими дорогами ходят в школу наши дети? Об этом в очередной раз заставила задуматься трагедия в Саратове. Девятилетняя Лиза Киселева вышла из дома утром 9 октября – и пропала. На поиски девочки отправились больше двух тысяч волонтеров и полицейских. А 10 октября тело школьницы нашли в гараже недалеко от ее дома. Вскоре задержали предполагаемого убийцу Лизы — 35-летнего Михаила Туватина. Также выяснилось, что путь ученицы лежал через заброшенные гаражи, в одном из которых окопался преступник.
«Брянские известия» решили проверить, насколько безопасны школьные дороги в областном центре.
Вправо шаг – и овраг
После трагедии мэр Саратова заявил, что в городе снесут гаражи, где нашли Лизу. Злополучную дорогу попросила обезопасить и мать убитой девочки. Тем временем в соцсетях набирает обороты флешмоб #ДойтиДоШколы. Родители делятся жуткими маршрутами, по которым их сыновья и дочери добираются до учебных заведений.
А что в Брянске? Корреспондент «Брянских известий» прошлась по школам Советского района. Уже где-где, а в центре все точно должно быть хорошо…
Среда, 10.30 утра. Возле школы №2 по улице Фокина – ни души, видать, все на уроках. На остановке возле учебного заведения – редкие взрослые и задумчивые школяры с огромными рюкзаками.
Место самое что ни на есть центральное. Рядом ЦУМ, драмтеатр, стадион «Динамо»… И машины — одна за другой.
Но с дорожной безопасностью вроде порядок: есть пешеходные ограждения, светофоры, знаки «Ограничение скорости 40 км/ч» и «Осторожно, дети!»… Предупреждение даже под ногами: прямо на тротуаре надпись «Возьмите ребенка за руку», у школы – «Снимите наушники!».
Разве что «зебры» пора обновить. На одной истерлись почти все полоски, вторая тоже требует свежей краски.
Самое главное — что с дорогой к школе? Основной маршрут лежит через улицу Фокина. Утром и вечером здесь полно людей и освещение хорошее.
А вот если перейти дорогу и пройти всего с полсотни метров вглубь дворов – добро пожаловать в царство оврагов Нижний Судок. Здесь по улице Пролетарской есть и жилые, и административные здания, кусты, деревья. А вот обустроенных дорожек через Судок нет. Лабиринт еще тот…
Цивилизованные пути-дороги ведут к другой центральной школе — №5 на перекрестке улиц Фокина и Луначарского. Но есть одни секретный маршрут, о котором знают, как водится, большинство учеников.
Со двора местного общежития к школьному крыльцу ведет закоулок — гаражи, кусты, редкие домишки…
— Мы еще лет 15 назад этой дорогой ходили, — рассказывает выпускник школы №5 Олег Петров. – Это не короткий путь, наоборот, более длинный. Но там почти всегда безлюдно, можно побегать, поиграть в прятки.
Через стройки и бездорожье
Следующий на очереди — лицей №1 по улице Крахмалева. Если посмотреть спутниковую карту, то в глаза бросаются темные пустоты вокруг образовательного учреждения. На деле все это – пустыри, гаражи, места под застройку…
В целом место безлюдное. Хотя территорию старого аэропорта активно застраивают. К сентябрю 2020-го городские власти планируют сдать четырехэтажную школу на 1225 учеников. Появятся здесь и новые детсады…
А пока жители новых микрорайонов жалуются на стаи бездомных собак, которые периодически наведываются в гости – не спасают от них даже металлические заборы.
К первому лицею есть нарекания и у дорожников. Вместе с общественниками они вышли с инспекцией и нашли «недоделы». В частности, по пешеходному переходу.
— В августе 2018 года мы предложили городским властям сделать его регулируемым, так как на этом участке четырехполосная дорога с большим трафиком автомобилей, — рассказали в региональном отделении Общероссийского народного фронта. — За год ситуация только ухудшилась: дорожные службы убрали искусственные неровности, установленные ранее не по ГОСТу, а новые так не уложили.
А в школу №61 по улице Почтовой в Бежице дети вынуждены ходить, плутая между машинами. Образовательное учреждение находится у края дороги. А тротуаров вдоль проезжей части, от дома №150 до домов №142 и №132, нет.
По словам местных жителей, недавно на опасном участке едва не пострадал школьник. От серьезных травм в ДТП ученика спас ранец, который сработал как подушка безопасности.
Сдал ребенка, принял ребенка
А как быть, если в принципе добраться до школы – большая проблема? Жители микрорайона «Деснаград» на Флотской озаботились этим вопросом. Два месяца беготни по кабинетам и – о чудо! – выдали отдельную маршрутку для подвоза детей в школу и садик.
Но рейс пока что пробный.
— До конца октября спецмаршрутка будет отправляться из микрорайона в 6.50, 7.40 и 8.10, — рассказала местная активистка Антонина Горикова. – И, если желающих ею воспользоваться станет немного, с ноября маршрут отменят. Проезд платный, и не всегда набирается достаточно пассажиров, хотя рейс удобный.
Конечно, от всех неприятностей вдали от родных стен чадо не убережешь. Оптимальный вариант – провожать в школу и забирать оттуда. Но не все же 11 классов!
Да и не каждый родитель может это себе позволить.
— Мой сын в этом году пошел в первый класс, — рассказала жительница Володарского района Людмила Соловьева. – Отвожу каждый день сама, потому что работаю на дому. Но многие родители в нашем классе отпускают детей одних. Единственное, попросили сделать для ребенка маршрутный лист — схему безопасной дороги от дома до школы и обратно. А еще вначале учебного года мы написали расписку, кто будет забирать ребенка: я, папа, бабушка… С этим строго.
Что касается самих школ, то безопасность далеко не везде тянет даже на твердую «четверку». В школе №34 на Володарке только спустя два месяца после начала учебного года появился пункт охраны. Но вот с камерами видеонаблюдения во дворе – беда.
— Монитор находился в отдельном помещении, и сотрудники просматривали его лишь время от времени, — рассказали активисты ОНФ. – Пункта охраны не было также в школе №49 в поселке Большое Полпино, директор обещал в ближайшее время решить проблему. А мониторы, показывающие картинку с внешних видеокамер, здесь установили в подсобке. Пока что на этот счет нет обязательного требования, но мы рекомендуем размещать экраны именно на посту охраны, чтобы максимально контролировать ситуацию на пришкольной территории.
Ольга УМАРОВА
Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 042 (102) за 25 октября 2019 года.