Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Привет из солнечного Таджикистана

Проезжая мимо ремонтируемых дорог, на глаза часто попадаются работники-азиаты. Терпеливо и методично они копают траншеи, укладывают бордюры, ровняют асфальт. От них не услышишь громких выкриков или ругани. Они стараются уйти в сторону, если кто-то идет им навстречу. Совсем других выходцев из среднеазиатских республик встречаешь у фруктово-овощных развалов. Громко и шумно они рекламируют свой товар, зазывают покупателей…

О том, как в нашем регионе живется выходцам из южных республик бывшего СССР, «Брянским известиям» рассказал уроженец Таджикистана Ахмадбек Мемедов.

РОДНАЯ КРОВЬ

В Брянскую область 37-летний Ахмадбек Мемедов приехал восемь лет назад. Он перебрался сюда из небольшого таджикского поселка Кансай к брату. Сначала ездил только в гости, а потом решил обосноваться в наших краях. Причина, как у тысяч других таджиков – работа.

– Первые пять месяцев был на стройке разнорабочим, – рассказывает Ахмадбек. – Потом мы с братом открыли свое дело – начали продавать овощи и фрукты. Сначала была одна палатка. А потом мы решили расширяться – теперь у нас пять торговых точек.

Ахмадбек Мемедов – типичный представитель Таджикистана – щедрый, добродушный, уважительный. К ним с братом часто приезжают родственники. Для представителей народов Средней Азии семейные связи очень важны.

– В Таджикистане у меня осталась бОльшая часть семьи, – говорит азиат. – Родители, трое младших братьев, две старшие сестры. Я часто созваниваюсь с ними. Но на семейные советы пару раз в год езжу домой.

А недавно у старшей сестры Ахмадбека Нилуфары родился сын. И дядя малыша, конечно же, поехал повидать племянника.

– Был большой праздник, – рассказывает Ахмадбек. – Вся семья собралась в родительском доме, мы устроили застолье и три дня встречали гостей.

ХОНА, ЧАПАН И КУРТА

В Брянской области Ахмадбек Мемедов тоже соблюдает национальные таджикские традиции. Хотя не так ревностно. Здесь он живет в типовой однушке в пригороде Брянска.

– Это жилье не похоже на мой дом в Таджикистане, – говорит уроженец среднеазиатской страны. – Там у нас большой хона (дом. – Авт.), чтобы всем хватало места. Есть двор и огород, на котором мы выращиваем помидоры, картошку, арбузы и дыни. Но особенно отец гордится своими сливами. Они у нас самые вкусные в округе. Без большого подсобного хозяйства трудно прокормиться – работы с высокой зарплатой там почти нет…

Свою квартиру в России Ахмадбек Мемедов не старается сделать похожей на кансайский дом: здесь нет расписных ковров, цветастых скатертей. Хотя домашнюю одежду он привозит с родины. После работы переодевается в курту – длинную хлопчатобумажную рубаху и шаровары. Но особенно ему нравится чапан (халат. – Авт.).

– Когда становится холодно, он отлично согревает, – улыбается Ахмадбек. – Его сшила моя мама. А еще я часто надеваю жилетку из овечьей шерсти, она очень теплая, поэтому я никогда не болею. Возможно, я останусь в Брянской области навсегда, мне тут нравится. Люди здесь такие же добродушные, как и у нас.

Своей семьей Ахмадбек Мемедов пока не обзавелся. Говорит, что продолжает искать ту единственную.

– Свадьбу я хочу провести по таджикским традициям, скорее всего, мы будем праздновать ее в Таджикистане – там вся родня, – говорит Ахмадбек. – Будет гулять весь поселок, и дары родителям невесты преподнесу богатые.

КУХНЯ КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ

Как признается Ахмадбек Мемедов, он большой любитель покушать и страстный поклонник таджикской кухни. На его столе часто можно встретить плов и традиционные лепешки из пресного теста:

– Но мое любимое блюдо – кабобы. – Это такие таджикские шашлыки. Только мясо для них нужно прокрутить в мясорубке, а потом замариновать с луком и специями. Эту массу формируют в колбаски, обваливают в муке и жарят в масле до хрустящей корочки. А потом еще тушат с луком. Но чтобы они получились действительно по-таджикски, их нужно завернуть в лепешку, полить бульоном и посыпать рубленым чесноком. А дома я обычно на скорую руку готовлю курутоб. Это лепешки с творогом и жареными овощами.

В детстве Ахмадбек Мемедов хотел стать поваром. Он часто помогал матери готовить еду. Мальчик вырос, но любовь к кулинарии осталась:

– Мы, точикон (так сами себя называют таджики. – Авт.), любим пряности, специи. Здесь такого нет. У русских одна любимая приправа – соль. Ну, и еще вы иногда используете черный перец. А мы очень уважаем зелень, специи. Я с детства привык, что можно в любой момент выйти в огород и сорвать укропа или кинзы, помидор к столу, срезать дыню, – все под рукой.

Как и другие представители мусульманских народов, Ахмадбек Мемедов обожает сладости.

– Дома у меня всегда есть здешние печенья и пирожные, они мне нравятся, – говорит азиат. – Вот только очень не хватает халвы, настоящей таджикской халвайтар. Ее очень хорошо готовит моя мама. И когда мне ее присылают – это настоящий праздник.


Елена РАКОВА

Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 039 (099) за 4 октября 2019 года.

Поделиться:

© 2016 – 2022, © Брянские известия, 16+
Новости 24