Эксперты банка «Открытие» на основе данных компании Автохаб проанализировали цены апреля на популярные машины с пробегом[1] . Согласно подтвердившимся прогнозам мартовский тренд по снижению цен на вторичном рынке не смог продлится долго. Уже в апреле все автомобили в топ-20 вновь начали дорожать. Сильнее других (в среднем на 10% за месяц) этот процесс был заметен у кроссоверов японских и корейских марок. При этом лидером по росту цены в процентах стала Toyota RAV-4 (3,8 миллиона руб., +14,8% за месяц), а абсолютных цифрах — вседорожник Toyota Land Cruiser 300, который прибавил сразу 1,6 миллиона рублей за месяц.
Рынки новых и подержанных автомобилей в апреле текущего года еще раз доказали свою тесную взаимосвязь. По крайней мере в той части вторичного сегмента, в котором представлены самые «свежие» машины возрастом до трех лет. Похоже, что покупатели новых автомобилей, отказавшиеся от сделки в апреле, отнюдь не стали лишать себя удовольствия от приобретения машины. Они просто отнесли деньги не в шоу-рум дилерского центра, где им могли предложить товар по завышенным ценам, а потратили их на вторичном рынке. Кроме этого, многие перекупщики сыграли на ажиотаже вокруг того, что с апреля стал невыгодным экспорт целого ряда моделей по прежним каналам через страны ЕАЭС.
Так или иначе, оказалось, что составляющие основу продаж иномарок во вторичном сегменте «японцы» и «корейцы» дорожали активнее других. Лидером по росту цены в процентном соотношении стала всегда ликвидная Toyota и ее среднеразмерный кроссовер RAV-4. В марте за него просили в среднем 3,3 миллиона рублей, в то время как в апреле — уже на полмиллиона рублей или на 14,8% больше. Почти в том же ценовом диапазоне (на 14,5%-14,7%) подорожали кроссоверы Mitsubishi Outlander (2,72 миллиона рублей) и Hyundai Tucson (3,75 миллиона рублей). При этом на вторичном рынке осталось не так много «трехлеток» этих моделей, которые изначально были выпущены на российских заводах, а все больше появляется той техники, которая уже была завезена дилерами самостоятельно – по параллельному импорту. Это же справедливо в отношении Kia Sorento (4,5 миллиона рублей, +14,4%) и Hyundai Santa Fe (4,6 миллиона рублей, +13,6%): с момента остановки сборки этих кроссоверов в Калининграде прошло уже более двух лет.
В топ-10 подорожавших машин апреля вошли еще две модели Toyota – LC Prado (7,3 миллиона рублей, +13,4%) и LC300 (13,6 миллиона рублей, 13,3%). Последний отметился тем, что прибавил в апреле больше любой другой популярной модели в абсолютных цифрах – 1,6 миллиона рублей. В то же время это отнюдь не максимум цены, по которой поклонники покупали его за последнее время: в ноябре 2023 года та же машина продавалась в России дороже 14 миллионов рублей. В число автомобилей с двузначной динамикой повышения цен в прошлом месяце также попали кроссовер Kia Sportage (2,6 миллиона рублей, +12,3%) и два седана – Hyundai Sonata (2,8 миллиона рублей, +10,7%) и Kia K5 (2,9 миллиона рублей, +10,5%).
В свою очередь во второй десятке рейтинга помимо Японии (Toyota Camry и Lexus RX300) и опять-таки Кореи (Hyundai Palisade) можно было заметить редких представителей Франции (Renault Duster, +9%) и Германии (BMW X5, +1%), а также пятерку «китайцев» — Geely Monjaro (+6,7%) и Coolray (+6,5%), Chery Tiggo 7 Pro (+4,8%) и Tiggo 4 (+4,5%) и паркетник Haval Jolion (+4,8%). Причем за исключением Geely Monjaro большинство представителей Поднебесной продаются во вторичном сегменте ниже двух миллионов рублей.
В мае можно надеяться на то, что основанием для ценообразования на рынке автомобилей с пробегом вновь станут рыночные законы, а не кратковременно влияющие на настроения покупателей и продавцов новости. В этом случае при сохранении относительной стабильности курса национальной валюты прайс-листы во вторичном сегменте, если и будут меняться в сторону увеличения, то более плавно и прогнозируемо. Причем на японские и корейские машины с двигателем до 1,9 литра, то есть не попавшие под санкции, ценники могут стать даже немного более привлекательными. Так как в марте-апреле стало заметно, что наша таможня на Дальнем востоке фиксирует новый рост импорта таких товаров в Россию.
Топ-20 популярных а/м с пробегом по динамике цен за апрель 2024 года
№ | Марка и модель | Апрель 2023 | Март 2024 | Апрель 2024 | Апрель 2024/
март 2024 |
1 | Toyota RAV4 | 3 358 898 | 3 312 599 | 3 803 951 | 14,8% |
2 | Mitsubishi Outlander | 2 453 611 | 2 368 705 | 2 717 109 | 14,7% |
3 | Hyundai Tucson | 3 302 711 | 3 277 592 | 3 753 963 | 14,5% |
4 | Kia Sorento | 4 033 520 | 3 935 519 | 4 501 380 | 14,4% |
5 | Hyundai Santa Fe | 4 115 298 | 4 025 732 | 4 572 426 | 13,6% |
6 | Toyota LC Prado | 6 395 014 | 6 401 481 | 7 260 986 | 13,4% |
7 | Toyota LC 300 | 11 556 598 | 12 015 727 | 13 614 815 | 13,3% |
8 | Kia Sportage | 2 363 889 | 2 274 893 | 2 554 284 | 12,3% |
9 | Hyundai Sonata | 2 556 233 | 2 502 497 | 2 769 031 | 10,7% |
10 | Kia K5 | 2 619 315 | 2 603 487 | 2 876 970 | 10,5% |
11 | Renault Duster | 1 922 353 | 1 871 410 | 2 040 603 | 9,0% |
12 | Toyota Camry | 3 518 679 | 3 551 534 | 3 840 012 | 8,1% |
13 | Geely Monjaro | 3 673 658 | 3 728 118 | 3 976 111 | 6,7% |
14 | Geely Coolray | 1 957 264 | 1 876 692 | 1 999 389 | 6,5% |
15 | Haval Jolion | 1 982 481 | 1 948 188 | 2 042 333 | 4,8% |
16 | Chery Tiggo 7 Pro | 2 017 983 | 2 019 322 | 2 115 566 | 4,8% |
17 | Chery Tiggo 4 | 1 674 357 | 1 551 950 | 1 621 354 | 4,5% |
18 | Hyundai Palisade | 4 460 181 | 4 480 850 | 4 670 805 | 4,2% |
19 | BMW X5 | 8 414 382 | 8 330 548 | 8 399 665 | 0,8% |
20 | Lexus RX | 6 329 990 | 6 277 348 | 6 319 609 | 0,7% |
Источник данных: компания Автохаб
[1] Оценка проводилась в Москве и Подмосковье, самом крупном регионе сегмента.