Почему на Брянщине продолжают закрывать малокомплектные образовательные учреждения.
Совсем скоро школы выйдут из летней «спячки», а классы разбудит первый звонок. Услышат ли его дети в небольших брянских деревнях в этом году – постоянная боль сельских учебных заведений. Хватит ли учителей, сколько будет классов?..
Что стало с малокомплектными школами Брянщины после закрытия и почему их продолжают оптимизировать, разбирались «Брянские известия».
ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ
Новогодние утренники, спортивные праздники, встречи с ветеранами… На официальном сайте школы села Добродеевка Злынковского района вовсю кипит учебная жизнь.
Однако такая бурная деятельность осталась лишь на фотографиях. В прошлом году Добродеевскую школу постигла участь оптимизации. В выписке Единого госреестра указана дата юридической «смерти» учебного заведения – 18 апреля 2019 года.
Виной всему – нехватка учеников. Как рассказали в районной администрации, на момент закрытия в школе оставалось всего восемь ребят – по одному в каждом классе.
– Проблема была и с учителями, – рассказали «БИ» в отделе образования Злынковского района. – Многие вели разнопрофильные предметы, специально переучивались. После закрытия школы часть педагогов устроили на работу в другие школы. А пожилые учителя ушли на пенсию…
Добродеевских учеников перевели в соседнюю школу в поселке Вышков, куда уже ходят около 20 ребят из деревни. Находится она всего в полутора километрах от Добродеевки. Чтобы возить туда учеников, выделили новый автобус.
Добродеевскую школу хотели закрыть еще в начале 90-х, когда после аварии на Чернобыльской АЭС Злынковский район оказался в зоне отселения. Но селян меньше не стало – и школу оставили.
А в 2016-м закрытие добродеевской школы стало одним из пунктов «мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов» Злынковского района. Тогда образовательное учреждение отстояли местные жители. Селяне обратились в прокуратуру. Выяснилось, что администрация «приговорила» школу к ликвидации незаконно.
– В комиссию, принимавшую решение о закрытии школы, не включили общественников, которые защищают интересы детей, – пояснили в прокуратуре Брянской области. – Кроме того, проигнорировали мнение местных жителей: из 181 человека за закрытие проголосовали только двое.
В итоге суд признал действия чиновников незаконными. Но буквально через два года добродеевские родители сдались и сами написали заявление о переводе детей в другую школу…
ПЕРЕЛОЖИЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Осиротевшее двухэтажное кирпичное здание бывшей школы в Добродеевке начали разворовывать. В июне в соцсетях появились снимки, которые подтверждали регулярные набеги вандалов: разбросанные по полу учебники, почетные грамоты и личные дела учеников…
По словам местных жителей, дошло до того, что в здании сняли трубы отопления. Причем, как выяснила местная прокуратура, сделали это по поручению главы районной администрации.
В действиях главы правоохранители усмотрели превышение должностных полномочий. А именно: «демонтаж отопительной системы значительно уменьшит балансовую стоимость здания», а значит, оно станет непривлекательным для инвесторов.
– Бывшую школу передали на баланс районной администрации, – рассказали в райотделе образования. – По закону муниципалитеты имеют право как на ликвидацию, так и на реорганизацию учебных заведений. Да, были «поползновения» вандалов, поэтому мы заколотили окна и двери. Нанимать охранника – накладно, но за зданием присматривают местные жители.
Видимо, жители Добродеевки – последние, кого заботит судьба их школы. В то время как чиновники уже не надеются на ее возрождение.
– Село находится в зоне отселения, – говорят в Злынковской райадминистрации. – Поэтому закрытую школу вряд ли перепрофилируют в социальное учреждение.
А пока – ждут инвестора, но придет ли он?
ПРОЩЕ ПОВЕСИТЬ ЗАМОК?
Очередная волна оптимизации накрыла сельские школы Брянщины в 2016 году. Многие образовательные учреждения закрыли со скандалом.
Так было и с единственной школой в деревне Глуховка под Суражом. Здесь училось 30 детей – по деревенским меркам достаточно.
Но держать учреждение было невыгодно по другим причинам. По словам чиновников, здание 1938 года постройки находилось в аварийном состоянии – удобства на улице, печное отопление, отсутствие газа…
Решили ликвидировать под шумок. Причем закрыли школу до окончательного судебного решения. И 1 сентября 2016 года детей встретил замок на дверях учреждения…
С тех пор на уроки ребят возят за 20 километров – в Сураж и Унечский район.
– Раньше ученики занимались совсем рядом с домом, – говорят местные жители. – Конечно, мы были против закрытия школы. Она даже в Великую Отечественную войну выстояла…
В отличие от школы в Глуховке, Трехбратскую, что в Дубровском районе, построили относительно недавно – в 1994 году. Здание отвечало всем современным требованиям и совмещало многочисленные кружки и секции. В школе была сосредоточена культурная жизнь всего села.
Но ни местные жители, ни даже суд не смогли отстоять учебное заведение. И вот уже три года на уроки деревенские ребята ездят в Сещу за 11 километров от прежней школы.
УЧИТЕЛЬ НА МИЛЛИОН
И это далеко не полный список «образовательного неликвида». Сколько всего школ закрыли с начала оптимизации, чиновники пока не называют.
Чтобы представлять примерный масштаб, займемся математикой. В 2010-м учебный год начался в 689 брянских школах, в 2018-м – в 460. За восемь лет – минус 229 школ…
– Оптимизация – это не всегда плохо, – считает заместитель директора департамента образования Брянской области Виктор Ширяев. – В маленьких школах зачастую отсутствует крепкая материально-техническая база. «Хромает» и уровень успеваемости из-за того, что не хватает высококвалифицированных педагогов. И, как показывает практика, после перевода в более крупную школу дети начинают лучше учиться.
Что там материально-техническая база! Из-за отсутствия нормального туалета в сельской школе Погарского района погиб четырехлетний малыш. Трагедия произошла в мае 2018 года в селе Стечна. В халатности обвинили директора школы, которая не следила за выгребной ямой.
Отремонтировать здание, купить учебники, парты, пособия для уроков несложно. А вот педагогов в село еще надо «зазвать». С 1 января 2020 года по всей стране стартует программа «Земский учитель», по которой сельским учителям выплатят миллион рублей подъемных. Но пока желающих мало.
Как рассказали в брянской облдуме, круглую сумму будут выделять в «чистом» виде, после вычета подоходного налога и соцпакета. Деньги сельские учителя смогут потратить на покупку стройматериалов, погашение ипотечного кредита или приобретение жилья на вторичном рынке.
Контракт с педагогами заключат на пять лет – все это время они должны работать в сельской школе. Но кого учить будем, если школы в глубинке становятся для чиновников все невыгоднее?
Ольга УМАРОВА
Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 032 (092) за 16 августа 2019 года.