Количество моделей седанов увеличилось за год вдвое, при этом каждый пятый проданный в январе седан оказался китайским. Эксперты «Открытие Авто» оценили динамику продаж на рынке новых иностранных седанов. На примере автомобилей с этим типом кузова «китайцы» еще раз подтвердили, что могут оперативно заполнить товаром любую нишу.
Так, если в январе 2023 года в России в сегменте иностранных седанов бал правил Volkswagen Polo, а помогали Kia Rio и Hyundai Solaris, то год спустя их не оказалось даже в топ-20 самых продаваемых машин. Вакантные места заняли новички — Geely Emgrand, Chery Arrizo 8 и Changan Alsvin. Общее число моделей с трехобъемными кузовами на российском авторынке выросло за год вдвое – до 87 (это общее количество моделей седанов на российском авторынке: 4 модели российских марок Lada, Москвич и Evolute и 83 модели иностранных брендов). При этом каждый пятый проданный в январе седан оказался из КНР, а доля «китайцев» в сегменте выросла в 17 раз — с 1,3% в январе 2023 до 19% в январе 2024 года.
Если какая-то рыночная ниша наиболее выгодна для продавца, ее традиционно заполняют в первую очередь. Однако, когда там становится тесно, то неплохо начинают наполняться и другие сегменты. Именно так происходит насыщение нашего авторитейла товаром последние два года. Обильно снабдив склады «паркетниками» всех размеров, импортеры стали больше внимание уделять еще одному всегда популярному в России классу автомобилей – седанам.
Так, в январе 2023 года самым популярным иностранным седаном был Volkswagen Polo, разошедшийся тиражом в 317 «штук». Лишь немногим меньше были продажи у Hyundai Solaris и Kia Rio. Все они, несмотря на официальное прекращение поставок, еще оставались тогда на складах дилеров. В первый месяц текущего года ни одна из этих моделей не смогла сохранить за собой место хотя бы в топ-20 наиболее востребованных. Пьедестал лидеров заняли исключительно китайские модели.
«Золото» получил Chery Arizo 8. Благодаря поддержкам дистрибьютора, которые в январе превышали 700 тысяч рублей, машину с прайсом 3,4-3,6 миллиона рублей продавали по ценам от 2,7 миллионов. Таким образом отнюдь не самый доступный седан среднего класса нашел, несмотря на январские праздники, 673 покупателя.
На второй строчке рейтинга «четырехдверок» – Geely Emgrand. Этому седану С-класса с полноценным «автоматом» и долговечным безнаддувным мотором не хватило лишь четырех сделок, чтобы перегнать лидера. Однако, учитывая, что январские скидки импортер продлил на февраль и машину можно приобрести за 1,84 миллиона рублей, мы в самое ближайшее время можем увидеть ее в лидерах.
И, наконец, бронзовым призером рейтинга стал Changan Alsvin (410 а/м). Это самый доступный из всех «китаец» на нашем рынке (от 1,57 миллиона рублей), но и самый простой в части оснащения и уровня комфорта. По сути, это прямой конкурент Lada Vesta, который в отличие от отечественной модели обладает роботизированной АКП. Все три «китайца» дебютировали летом или осенью 2023 года. Скорее всего, их пока еще не «распробовали». А значит, и более весомые объемы продаж еще впереди.
Toyota Camry (329 а/м), занявшая четвертую ступень рейтинга, отнюдь не та «японка» с российским паспортом, которая выпускалась у нас до марта 2022 года. Этот седан дилеры везут с китайского завода Toyota по каналам параллельного импорта и просят за нее не меньше 4 миллионов. Однако созданный прежними десятилетиями ореол сверхнадежности этой марки позволяет и такой Camry оставаться востребованной.
«Китайцам» FAW Bestune B70, Omoda S5, Kaiyi E5, Changan UNI-V и BAIC U5 Plus еще очень далеко до того же уровня доверия. Тем не менее дебютанты 2023 года находили в январе по 200-300 клиентов каждый.
Во второй десятке еще можно было найти шесть моделей некитайских «фамилий». Это Hyundai Elantra, Volkswagen Bora, Toyota Corolla, Mercedes-Benz S-класса, Kia K5 и BMW 5 серии. Однако и их уже заметно теснят автомобили из Поднебесной – Changan Eado, JAC J7 и Hongqi H5.
Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ):
«В целом в январе было продано почти 20 тысяч седанов (+45% к январю 2023 года). 60% пришлось на седаны российских марок (большую часть этого объема составили автомобили Lada -11,9 тысячи «штук»), 19% — китайские модели, а 21% пришлось на прочие иностранные седаны. Годом ранее 77% продаж приходилось на отечественные седаны, всего 1,3% — на Китай и 22% — на бренды из других стран. Таким образом, Китай увеличил свою долю в сегменте за год в 17 раз.
При этом доля «четырехдверок» еще осенью достигла на нашем рынке 25% и пока, несмотря на продолжающийся расширение модельного ряда в стане «китайцев», пока остается относительно стабильной. Чтобы процент продаваемых седанов был выше, рынку нужны доступные модели с автоматической коробкой передач. Весной с появлением Lada Vesta c вариатором спрос может быть частично удовлетворен. Этому также может поспособствовать и увеличение количества китайских седанов с ценником до 1,7-2 миллиона рублей или весомые поддержки дистрибьюторов на уже имеющиеся седаны из Поднебесной».
Топ-20 популярных иностранных седанов по итогам января 2024 года
Марка и модель |
Продажи в январе 2024 г., шт. |
Продажи в январе 2023 г., шт. |
Динамика январь 2024 г./ январь 2023 г. |
|
1 |
Chery Arrizo 8 |
673 |
— |
* |
2 |
Geely Emgrand |
670 |
— |
* |
3 |
Changan Alsvin |
410 |
— |
* |
4 |
Toyota Camry |
329 |
179 |
84 % |
5 |
FAW Besturn B70 |
312 |
— |
* |
6 |
Omoda S5 |
294 |
— |
* |
7 |
Kaiyi E5 |
273 |
— |
* |
8 |
Changan Uni-V |
238 |
— |
* |
9 |
BAIC U5 Plus |
223 |
— |
* |
10 |
Jetta VA-3 |
219 |
— |
* |
11 |
Hyundai Elantra |
189 |
132 |
43 % |
12 |
JAC J7 |
184 |
176 |
5 % |
13 |
Hongqi H5 |
146 |
— |
* |
14 |
Changan EADO |
144 |
— |
* |
15 |
VW Bora |
104 |
13 |
700 % |
16 |
Toyota Corolla |
57 |
39 |
46 % |
17 |
Mercedes-Benz S |
56 |
60 |
—7 % |
18 |
Omoda S5 GT |
52 |
— |
* |
19 |
Kia K5 |
49 |
284 |
— 83% |
20 |
BMW 5 |
37 |
27 |
37% |
[1] 87 – общее количество моделей седанов на российском авторынке: 4 модели российских марок Lada, Москвич и Evolute и 83 модели иностранных брендов.