В конце июля присяжные Московского окружного военного суда вынесли приговор семи участникам банды брянского криминального авторитета Николая Емельянова по кличке Емеля. По данным правоохранителей, на счету этой преступной группы больше сотни преступлений: убийств, грабежей и нападений. Жертвами налетчиков становились криминальные авторитеты и полицейские.
Николай Емельянов до сих пор на свободе. Его включили в десятку самых разыскиваемых преступников России. За информацию о местонахождении Емели полицейские обещают один миллион рублей.
ПРИБРАЛ К РУКАМ ДВЕ ОБЛАСТИ
Брянская область всегда считалась лакомым куском для преступников. Приграничный регион, через который проходят три крупные транспортные магистрали. Поэтому здесь всегда хватало преступных группировок. Здесь зародилась и банда Емели.
В соседней Смоленской области в начале 90-х тоже образовалась небольшая банда. Она занималась перегоном угнанных машин, «крышевала» автомастерские и собирала «дань» с предпринимателей, которые перевозили нелегальный табак и алкоголь. Возглавил ее бывший учитель физкультуры из Рославля Юрий Мисуркин. Постепенно группировка разрасталась. У рославльских братков появились соперники из Брянской области, которые хотели прибрать к рукам и Смоленщину. И вдруг «очень удачно» для брянских пропал без вести Юрий Мисуркин. Банда Емели пришла к власти в криминальном мире Смоленской области… В начале двухтысячных в группировку входило уже около сотни человек. Главарь запустил руку и в Калужскую область – рвался в столицу.
– Николай Емельянов сплотил вокруг себя группировки, которые действовали не только в Брянске, но и в других регионах, – рассказывает руководитель второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Калужской области Дмитрий Рыженко. – Кроме того, у него была огромная поддержка со стороны власть имущих в Брянске. Один из эпизодов – драка банды Емели, посетителей и службы безопасности одного из развлекательных заведений города. Тогда никто не вмешался, потому что знали – это емелинские. Они не останавливались ни перед чем. Убийство стало даже не решающим – обычным аргументом.
ЭПОХА ЗАКАЗНЫХ УБИЙСТВ
Николай Емельянов, по словам правоохранителей, не хотел ни с кем делить власть и подчиняться ворам в законе. Конкурентов решено было «убирать». Начали с Брянска.
Изначально, как рассказывают следователи, теневой бизнес в городе контролировали три вора в законе: Мераб Табагуа, Борис Петрушин и Олег Рогачев. Именно им банда Емели объявила войну.
Первое покушение на Бориса Петрушина по кличке Барыга совершили 27 февраля 2002 года. Когда он ехал в поселок Коммуна, что в Навлинском районе, неизвестные расстреляли его автомобиль. Тогда вора в законе ранили. 30 апреля 2002 года покушение повторилось, но тоже закончилось неудачно для заказчиков. Лишь в третий раз, летом того же года, на Московском проспекте в Брянске машину с криминальным авторитетом расстрелял мотоциклист. Борис Петрушин погиб. Как заявили калужские следователи, мотоциклом управлял один из соратников Николая Емельянова – Геннадий Баронов.
Мераба Табагуа, по кличке Муха, застрелили на выходе из кафе «Апельсин» в Брянске в 2003 году. Киллера из емелинской банды удалось задержать лишь в 2011 году. Им оказался Петр Турлаев. В 2003-м погибли криминальные авторитеты Басист, он же Василий Богданов, и Виктор Шугаров по кличке Шугар. Причастность емелинских к этим убийствам следователям удалось доказать.
Олег Рогачев, по кличке Рогаченок, пережил два покушения в начале 2000-х. Но пропал без вести в 2008-м…
АРЕСТОВАЛИ, НО ВЫПУСТИЛИ
В конце 2003 года Николай Емельянов решил избавиться еще от одного лидера брянского криминального мира Андрея Солукова. На задание подрядил родственника – Андрея Радюкова. 28 января 2004 года тот расстрелял спящего Андрея Солукова. Уйти от правоохранителей киллеру не удалось – 2 февраля его задержали. На допросе он назвал имя заказчика.
Но Николай Емельянов узнал о предательстве раньше, чем к нему пришли полицейские. Поэтому уехал.
– Несколько месяцев брянец скрывался, – рассказывает Дмитрий Рыженко. – Один из его знакомых авторитетов пообещал: если Емеля придет в прокуратуру на допрос по делу об убийстве Солукова в качестве свидетеля, его не тронут. Емеля поверил и летом 2004-го был задержан в кабинете следователя. Ему предъявили обвинение по статье «Предумышленное убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору».
Арестовали, и из брянского СИЗО перевели в орловское, чтобы не тронул сдавших его.
Тем временем Андрея Радюкова перевели под домашний арест, он давал показания против своего родственника.
Однако уже через пару месяцев Николая Емельянова отпустили якобы из-за недостаточности доказательств. Андрей Радюков сбежал из-под домашнего ареста в Калужскую область, где зимой 2005 года бандиты Емели Игорь Семенов и Сергей Новгородов застрелили его на глазах у жены и ребенка. После этого емелинские предпочли затаиться.
ВЕРДИКТ: НЕВИНОВНЫ!
В 2009 году в Калужской области продолжалось расследование убийства Андрея Радюкова. За ним потянулась цепь преступлений банды Емели. Тогда же Николая Емельянова объявили в федеральный розыск.
– После допросов было установлено, что к убийству Радюкова причастны члены ОПГ, которая работала вместе с ОПГ Николая Емельянова, – рассказывают следователи. – Однако состав участников преступной группы и их имен никто не знал. Имелась лишь информация, что лидером банды был некто Гэл. Позже установили, что это Игорь Галанцев.
Дело распутывали шаг за шагом. К лету 2010 года опера получили поименный список емелинских. Весной 2011 года в здании Cледственного управления СК России по Калужской области надели наручники на Игоря Галанцева, Сергея Новгородова, Игоря Семенова, Андрея Гурова и Олега Терешина. Двух киллеров – Геннадия Баронова и Петра Турлаева нашли чуть позже.
В 2014 году семеро задержанных оказались на скамье подсудимых. Несмотря на собранные доказательства, вердикт присяжных был невероятным – невиновны.
– Для следствия это был удар, – вспоминает Дмитрий Рыженко. – В деле не было ни одного алиби обвиняемых. Никаких показаний, которые могли бы опровергнуть нашу версию, не было. Мы нашли 30 свидетелей, которые указывали на причастность к убийствам банды Емельянова-Галанцева.
Позже выяснилось – на присяжных давили: угрожали, а одну из них даже избили…
ОТ 18 ЛЕТ ДО ПОЖИЗНЕННОГО
Оказалось, что решение присяжных сопровождалось процессуальными нарушениями. Дело вернули на пересмотр.
– Основной упор делали на работу с людьми, – говорит заместитель начальника Управления по раскрытию преступлений и сопровождению уголовных дел, вызвавших большой общественный резонанс, ГУУР МВД России Евгений Кузин. – Повторный процесс осложняло то, что свидетели боялись давать показания, так как предыдущее освобождение бандитов от ответственности посеяло в них сомнение. Во время следствия некоторые подозреваемые понимали, что им грозит пожизненное заключение. И соглашались сотрудничать.
30 июля присяжные Московского окружного военного суда вынесли приговор всем семерым обвиняемым. Их признали виновными в организации преступного сообщества, бандитизме, убийствах (6 эпизодов), хулиганстве и посягательстве на жизнь полицейских. Игоря Галанцева и Сергея Новгородова приговорили к пожизненному заключению в колонии особого режима и штрафам в 1,5 миллиона рублей.
Геннадий Баронов и Петр Турлаев получили по 21 году колонии особого режима, причем первого еще и оштрафовали на 400 тысяч рублей. Игоря Семенова суд приговорил к 19 годам колонии строгого режима и штрафу в 300 тысяч. Андрея Гурова – к 18 годам и 300-тысячному штрафу, Олега Терешина – также к 18 годам и штрафу в 200 тысяч. Приговор пока не вступил в силу.
…Точку в деле банды Емели следователи ставить не собираются. Ряд преступлений им еще предстоит раскрыть.
Максим РЯБЦЕВ
Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 031 (091) за 9 августа 2019 года.