Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Какую роль сыграли штрафники при освобождении Брянска?

17 сентября, хоть и без масштабного праздника, будут отмечать 79-ю годовщину освобождения Брянска от фашистов. «Брянские известия» решили рассказать о месте, с которого началось освобождение города. Эта высота находится на территории бывшего кирпичного завода на границе Фокинского и Советского районов. На ней установлен памятник погибшим бойцам 54-й отдельной штрафной роты 11-й армии.

Примечательно, что долгое время это был чуть ли ни единственный памятник в России штрафникам. Накануне праздника у братской могилы побывали школьники с сотрудниками Брянского краеведческого музея. Мы попытались узнать подробности освобождения города и историю памятника.

Пойти на штурм 

Тропа к памятнику заросла. Так можно сказать и о разрушенной лестнице, которая вела к мемориалу напрямую с улицы Сакко и Ванцетти. Проходим чуть дальше в сторону села Супонево. Наверх идет очень крутая автомобильная дорога. Говорят, по ней поднимались танки в город в 43-м. К памятнику можно пройти со стороны улицы Карачижской. Но и здесь территория огорожена забором, стоят шлагбаумы. Придется поплутать.

Школьникам рассказали об истории памятника.

– Когда летом я пришел к памятнику, трава была выше пояса, – рассказал «БИ» заведующий одним из отделов Брянского краеведческого музея Александр Луговой. – Поэтому после начала учебного года решили с ребятами провести здесь классный час, заодно и прибраться. Правда, перед Днем города территорию вокруг памятника все-таки привели в порядок – вырубили кусты, покосили траву. Мы только возложили цветы, зажгли лампадки.

Оказывается, за памятником много лет следят ученики школы № 6. Она находится буквально в полукилометре от него. По необходимости подкрашивают мемориал. 1 сентября традиционно возлагают цветы.

От памятника открывается красивейший вид на Фокинский район. Его, судя по всему, оценил владелец особняка, прилегающего к памятнику. К нему ведет асфальтированная дорога. Правдами или неправдами его построили, но хозяин выбрал это место явно не из патриотических соображений.

Бок о бок с мемориалом находится особняк.

Неподалеку от мемориала должна пройти и дорога от телецентра до второго Брянска. Ее проект разработали, сейчас корректируют, чтобы под строительство попало как можно меньше жилых домов. Не попадет ли монумент в зону строительства? Но о начале работ говорить пока рано.

Занять плацдарм

Первым на Брянщине освободили Карачев – 15 августа 1943 года. Он находится в 40 километрах отсюда. 30 минут езды по нынешним меркам. А красноармейцам понадобился почти месяц, чтобы добраться до Брянска, форсировать реку и занять стратегическую высоту.

В 1943 году с укрепленнйо немцами высоты было видно и реку, и дорогу со стороны Карачева.

– Занять высокий берег реки во время военных действий сложнее всего, – говорит Александр Луговой. – У немцев здесь была выстроена мощная линия обороны, укрепления, доты, дзоты, окопы, пулеметные площадки, огневые позиции вплоть до Свенского монастыря. В то время не было таких зарослей деревьев. С высоты наступающих было хорошо видно.

Первыми штурмовать город со стороны нынешнего Фокинского района отправились штрафники. Бой в этом месте начался 12 сентября. Через реку переправлялись на плотах, Черного моста к тому времени не было. С 12 по 15 сентября штрафная рота заняла данный плацдарм и тем самым обеспечила успешное продвижение других наших частей. За несколько дней погибло больше 50 солдат – почти половина роты.

Изначально по двум сторонам реки было восемь захоронений.

Братские могилы, судя по военным документам, находились в восьми захоронениях. Они располагались на двух берегах Десны. Предположительно, их объединили в одну. Она располагалась правее современного монумента, если стоять к нему лицом. Бетонный памятник, который мы видим сейчас, установили в 1973 году. Но ни одного имени на нем не указали. Затем появилась табличка с 12 именами погибших штрафников.

Так выглядел первоначальнй вариант памятника.

В 2012 году установили новую табличку. На нее нанесли уже 56 имен. Для этого использовали данные Центрального архива Министерства обороны. Большинство бойцов погибло 14 сентября 1943 года. Четверо из них приговорены к высшей мере наказания и расстреляны того же 14-го числа. За что – неизвестно. Еще трое пропали без вести. Но и на новой табличке закралась ошибка – трое из бойцов не погибли в том бою (Дашкин Хусаик Гарсевич, Краснов Николай Георгиевич и Ивойлов Александр Дмитриевич).

На нынешней табличке 56 фамилий.

На табличке увековечены бойцы разных национальностей. Это уроженцы разных республик Советского Союза: Туркменской ССР, Узбекской ССР, Украинской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР, Казахской ССР.

– Именно поэтому памятник мог бы объединить народы, быть центром притяжения, здесь могли бы встречаться представители диаспор, – мечтает Александр Луговой.

Закрепиться на высоте

Эта идея не нова. В 2015 году решили заменить памятник. Проект нового монумента бесплатно разработал архитектор Александр Панченко, ныне покойный. Он предполагал, что памятник будет видно со стороны Фокинского района, когда едешь в Советский. Для этого необходимо было сделать насыпной курган. Монумент был выполнен в виде дота – долговременной огневой точки. На нем – табличка с именами погибших. Вокруг – 56 касок по числу отдавших жизни красноармейцев.

Проект мемориала архитектора Александра Панченко.

К установке горсовет планировал привлечь общественные организации, в том числе национальные диаспоры. Но проект так и не реализовали.

Возможно, к нему вернутся к 80-летию освобождения города. Нуждаются в более подробном изучении и события тех дней. И уточнение данных о погибших бойцах.

По примеру Брянска, получается, что штрафные роты и батальоны часто шли первыми, они были наиболее мотивированными. И их участь на войне была одной из самых тяжелых. Потери среди них были выше, чем в регулярных частях, но это был и шанс искупить вину, получить прощение и даже награду. Воины штрафбатов часто проявляли редкое мужество и внесли значительный вклад в достижение общей победы.

КСТАТИ

54-я отдельная армейская штрафная рота 11-й армии была в действующей армии дважды:

— с 10 октября 1942 года по 2 апреля 1943 года;

— с 12 июля по 30 декабря 1943 года, после чего расформирована. На момент расформирования находилась в составе войск Белорусского фронта.

Через штрафные батальоны и штрафные роты с момента их создания в 1942 году до расформирования в 1945-м прошли 427910 штрафников, или 1,24 процента от суммарной численности Красной Армии за весь период войны.

Марина АНТОНОВА.


Материал опубликован в газете «Брянские известия» № 36 (249) от 16 сентября 2022 года.

Поделиться: