Активисты сообщества «Брянский урбанизм» предложили провести в городе эксперимент: превратить улицу Куйбышева в Бежицком районе в пешеходную зону, сохранив при этом транспортную и пешую доступность до социальных объектов. Эта идея сразу же нашла отклик у горожан. В соцсетях люди оставили десятки различных комментариев. Некоторые брянцы одобрили идею, другие резко критиковали ее, приводя всевозможные аргументы.
«Брянские известия» взвесили все «за» и «против», если все же эта идея станет реальностью.
Урбанисты предлагают…
В основном на улице Куйбышева расположены жилые дома. Здесь минимум общественно значимой инфраструктуры. Куйбышева окружают две параллельные улицы – XXII съезда КПСС и Комсомольская.
К улице Куйбышева прилегает поликлиника. Она – в центре прямоугольника из улиц XXII съезда, Ростовской, Куйбышева, Ухтомского. Поэтому даже при закрытой Куйбышева добраться до медучреждения можно будет через улицу XXII съезда.
Брянские урбанисты предлагают для удобства проезда к поликлинике сделать односторонним движение под ее окнами (Ухтомского – Ростовская). Транспорт направить к улице 3-го Интернационала. Таким образом, подъезд людей будет выглядеть так: от XXII съезда к Ухтомского, от Ухтомского к проезду, парковка, высадка, от проезда к Ростовской и выезд с Ростовской на XXII съезда. При этом в проезде необходимо будет обустроить вместимую парковку.
Четыре новые забытые остановки
Поток общественного транспорта создатели идеи сделать Куйбышева пешеходной улицей предлагают распределить через пролегающую рядом улицу XXII съезда КПСС.
– Ее ширина достаточна для использования совместно личным и общественным транспортом, а близкое расположение к Куйбышева обеспечит выполнение требований Стандарта транспортного обслуживания в г. Брянске (72-п от 20.01.2020), – аргументируют урбанисты.
А чтобы компенсировать выпадающее транспортное сообщение по Куйбышева, необходимо сделать четыре новые остановки – давно забытые. Одну – возле перекрестка улиц 3-го Интернационала и Комсомольской (в направлении БУМа). Вторую – около БУМа, по нечетной стороне XXII съезда вблизи дома №15. Третью – вблизи дома № 13 (около существующей остановки «БГТУ»). А четвертую – вблизи дома № 3 (около существующей остановки «Стоматологическая поликлиника»).
Перенести автобусные маршруты
Для того чтобы жители Московского микрорайона и Бежич могли добраться до медицинских и образовательных учреждений, маршрут №19а урбанисты предлагают перенести на улицу XXII съезда КПСС. А маршруты №3а и №54а они считают целесообразным направить по трассе уже несуществующего троллейбуса №7: БУМ – 3-го Интернационала – Брянской Пролетарской дивизии – Ульянова.
– С одной стороны, говорят о переизбытке автобусов на Брянской Пролетарской дивизии, с другой стороны, с начала 2000-х у жителей части улицы 3-го Интернационала, Орловской, Камозина нет возможности комфортно добраться до центральной поликлиники района, именно такая трасса маршрутов №3а и №54а решит данную проблему, – считают урбанисты.
Восстановить путь троллейбуса №11
Брянские урбанисты предлагают восстановить участок троллейбусной линии в направлении БМЗ, по которому до 1990-х годов ходил троллейбус №11. Особенно часть от бульвара 50 лет Октября до 3-го Интернационала. Причем нужен капитальный ремонт контактной сети. Данный участок не использовался 30 лет. При этом урбанисты предлагают при ремонте линии установить надлежащим образом стрелки на улице 3-го Интернационала, чтобы троллейбусы могли заехать в карман на БУМе, не высаживая людей на дорогу.
Троллейбус №11 будет проходить по улице Брянской Пролетарской дивизии. По XXII съезда в обе стороны будет курсировать троллейбус №9.
Что касается маршруток, то 36-ю считают необходимым перенести на XXII съезда КПСС как социально значимую. Вопрос, по каким улицам проезжать остальным маршрутным такси – Ульянова, Брянской Пролетарской дивизии, XXII съезда, можно оставить на усмотрение владельцев маршрутов.
Взвесим все «за» и «против»
Куйбышева… Обычная городская улица, с двух сторон обрамленная деревьями. Каштаны, липы, ели, бесспорно, являются ее украшением. Приятно идти по тротуару и любоваться их сочными зелеными кронами. А по пути – многоэтажные дома с магазинчиками, кафешками, аптеками на первых этажах. Есть на Куйбышева поликлиника №1, военкомат, пекарня «Хлебница», кофейни, цветочный и газетный киоски. На углу улицы – музей братьев Ткачевых. Бросается в глаза торговый центр. Возле него установлены лавочки и есть фонтан. Правда, он выключен, а может быть, и вовсе не работает. Ярких достопримечательностей, удобных зон отдыха здесь нет.
Взрослые прогуливаются по тротуарам: кто-то с детьми, кто-то парами. Дружными компаниями ходят по вечерней Куйбышева подростки, громко споря о чем-то своем. В то же время по проезжей части по своим делам едут водители на машинах, подвозят к остановкам пассажиров маршрутки и троллейбусы. Автомобильное движение никак не мешает людям свободно заходить в магазины, кафешки или просто сидеть на лавочках. Ведь на Куйбышева с двух сторон есть тротуары. А для того, чтобы перейти с одной стороны на другую, – пешеходные переходы. Непонятно, какая необходимость закрывать ее для транспорта? А если и закрыть, то куда будут ходить люди? Прогуливаться в направлении БУМа и БМЗ. Но интересно ли это?
Есть еще одно «но»: после закрытия улицы Куйбышева для транспорта горожанам будет трудно добираться до поликлиники №1 и травматологии. До них от условной остановки на XXII съезда КПСС пациентам придется идти пешком примерно метров 150. И как в таком случае быть пожилым людям? А если говорить о перестройке транспортных маршрутов и восстановлении троллейбусных линий, то это не только требует финансовых затрат, но и временных тоже.
И потом, в Бежице есть места, где можно спокойно прогуляться. Тот же Майский парк, парк имени Пушкина… Может, подумать о том, как их еще лучше благоустроить для досуга людей? Ведь они неплохо подходят для длительных прогулок пешком как в одиночку, так и с семьей или друзьями.
Вполне вероятно, что обрадовались бы исчезновению машин с Куйбышева дети, которые могли бы свободно гонять на велосипедах, самокатах, роликах, скейтах, да и просто бегать.
Конечно, появись здесь достойная инфраструктура, может быть, появился бы и смысл закрывать улицу для транспорта. А пока сообщество «Брянский урбанизм» предлагает властям сделать улицу пешеходной хотя бы на пару дней – в качестве эксперимента.
– Запустите Куйбышева хотя бы на пару дней для пешеходов – вместе посмотрим, – обращаются урбанисты к властям. – Урбанисты готовы взять на себя всю ответственность за проведение эксперимента.
Брянская городская администрация передала ответ комитета по ЖКХ: «На данный момент у города нет планов сделать улицу Куйбышева пешеходной».
А что думают жители Бежицы?
Владимир, 55 лет:
– Считаю, что было бы здорово сделать Куйбышева пешеходной, но при условии, что сперва здесь обустроят достойную инфраструктуру. Это все не так просто. Многие вещи нужно хорошо продумать.
Екатерина, 45 лет:
– В принципе, закрыть Куйбышева для машин – идея неплохая. Нужно только не забывать о том, что там находится поликлиника. И нужно сделать так, чтобы пациентам после исчезновения транспорта было удобно до нее добираться.
Алексей, 42 года:
– Ничего хорошего в этом не вижу. Что тут на Куйбышева достопримечательного? Все серо, обыденно. На каждом шагу – типичные магазинчики. Комсомольскую сделать пешеходной больше смысла. Там есть и парк, и ресторан, и ДК БМЗ.
Никита, 35 лет:
– Думая о том, как сделать Куйбышева пешеходной, нельзя забывать о ее транспортной доступности. Ее нужно сохранить. А это, как мне кажется, не очень-то просто будет сделать. И, конечно же, прежде чем закрывать улицу, не мешало бы расположить на ней какие-то интересные арт-объекты, чтобы было чем любоваться во время прогулок.
Надежда ПЕТРУНИНА.
Материал опубликован в газете «Брянские известия» № 27 (240) от 15 июля 2022 года.