Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Свидетелей не осталось

Все меньше остается свидетелей Великой Отечественной войны. Но все больше наши современники понимают, насколько важно помнить о ней. Тем более та война коснулась почти каждой семьи на территории Советского Союза.

Родственник из Хабаровска

«Помогите найти могилу моего деда! Самолет-разведчик Пе-2, бортовой номер 6/160, совершил вынужденную посадку южнее станции «Белые Берега» 5 апреля 1943 года. Один член экипажа погиб, двое других выжили. Если кто знает место падения самолета Пе-2 и место захоронения летчика Соловьева Леонида Николаевича, напишите мне», – такое сообщение в конце мая 2020 года появилось в брянских группах в соцсетях.

Его автор – 46-летний Михаил Дремов, живет в Хабаровске. Его дед Макар был родным братом погибшего летчика Леонида Соловьева.

– Мне не хочется просто ходить на «Бессмертный полк» с портретом деда, – рассказывает ИА «Брянские известия» Михаил Дремов. – Других родственников у деда Лени не осталось. Я уже многое узнал на исторических форумах, посвященных войне, благодаря работе в архиве, открытым данным Минобороны, которые сейчас стали доступны. Моя окончательная цель – найти могилу родственника.

Погиб, проявив геройство и мужество

Самолет-разведчик Пе-2 вылетел на свое последнее боевое задание с аэродрома Чкаловский в Московской области 5 апреля 1943 года. Он сфотографировал несколько важных немецких объектов, но был обстрелян фашистской зенитной артиллерией. Пилоту пришлось маневрировать, то и дело меняя скорость и высоту. Несмотря на серьезные преграды, экипаж выполнил задание.

Самолет взял курс на Карачев. Но во второй половине дня был атакован шестью немецкими истребителями. Во время воздушного боя экипажу Пе-2 удалось сбить один фашистский «Фокке-Вульф 190», еще один самолет – повредить. Но силы были не равны.

Горящий самолет удалось посадить на поляну среди леса. Это была территория, занятая фашистами. Родственник Михаила Дремова штурман Леонид Соловьев погиб еще в воздухе во время боя. Другие члены экипажа были ранены. Меньше всего пострадал воздушный стрелок старшина Павел Русанов. Командир экипажа Ефим Озерков сломал ногу. За 100 метров до земли он потерял сознание. Его выбросило из самолета. Он не мог передвигаться. Как только Озерков пришел в себя, он отправил Павла Русанова на поиски населенного пункта или партизан.

Помощь и взаимовыручка

Командир самолета семь суток ждал помощи. Павел Русанов вернулся с партизанами из отряда Кравцова. Раненого на носилках отнесли в партизанский отряд. Ефиму Озеркову пришлось ампутировать ногу, причем делать это без наркоза в землянке. В течение полутора месяцев летчики находились в партизанском отряде в постоянных боях с фашистами. В конце мая летчиков эвакуировали в Москву.

21 и 22 мая 1943 года (соответственно), за указанный подвиг старшина Павел Русанов и старший лейтенант Ефим Озерков были представлены командованием к правительственной награде –  ордену Красного Знамени. Летчикам вручили ордена.

Михаилу Дремову удалось связаться с правнучкой Ефима Озеркова. Она навела его на воспоминания прадеда, опубликованные в советских газетах и книгах. Помогали найти информацию главный редактор журнала «Военная археология» Сергей Садовников, пользователи в сети, данные ОБД «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа», сайт «Авиаторы Второй мировой». Согласились помочь Михаилу Дремову и брянские поисковики. Командир отряда «Пересвет» Алексей Бирюков выяснил, где находится место падения самолета Пе-2. По информации, которую удалось найти Михаилу Дремову, его двоюродного деда похоронил Павел Русанов на месте падения самолета.

Увековечить память

Летом 2020 года здесь прошли масштабные раскопки. Михаил Дремов приехал для этого из Хабаровска.

– Основные обломки самолета, начиная с начала 70-х годов прошлого века, были растащены местным населением, – рассказывает Михаил Дремов. – Один из двигателей забрали с собой строители ЛЭП в 70-80-х годах. Также местный кузнец из корпуса самолета, поршней одного из двигателей, шестеренок соорудил редуктор для заточки.

На месте нашли металлические части самолета.

Перед началом раскопок наставление поисковикам дает Алексей Бирюков:

– Самолет упал в начале апреля. В лесу еще тогда лежал снег, земля была мерзлой. Под рукой не было никаких инструментов, кроме обломков самолета и максимум топора, поэтому захоронение должно быть близко к поверхности. Обследуйте все углубления в лесу.

Михаилу Дремову помогли общественники из поселка Белые Берега.

К сожалению, могилы или останков летчика найти не удалось. На месте падения машины установили памятник Леониду Соловьеву и православный крест.

Поиски не остановились

Как удалось узнать Михаилу Дремову, Леонида Соловьева перезахоронили, правда, никаких подтверждающих документов найти пока не удалось.

– К несчастью, я поздно заинтересовался этим вопросом – поисками могилы деда, – рассказывает он. – Мне удалось связаться только с потомками партизан, которые могли перенести захоронение.

После войны в 60-х годах Ефим Озерков приезжал на место падения самолета. Его сопровождал бывший партизан-подрывник Геннадий Сызченко. Обломки обнаружили ученики школы №41. Именно тогда погибшего летчика могли перезахоронить. И есть вероятность, что недалеко от Хацуни. Запрос отправили в Верхопольскую сельскую администрацию Карачевского района, к которой относятся ближайшие населенные пункты.

Место падения самолета в 60-х годах прошлого века.

– У нас нет данных о такой могиле, – рассказала глава поселения Галина Афонина. – На мемориальном комплексе в Хацуни тоже нет фамилии Соловьев.

Михаил Дремов обратился в управление по охране и сохранению культурного наследия Брянской области с просьбой включить памятник на месте падения самолета в реестр охраняемых государством объектов.

Вот так некоторые не ценят, что имеют. А другие пытаются узнать то, что уже давно ушло в небытие.

Михаил Дремов не отчаивается и собирается продолжить поиски. Телефон для связи с ним: 8-914-216-30-50.


Материал опубликован в газете «Брянские известия» №10 (223) от 18 марта 2022 года.

 

Поделиться:

© 2016 – 2022, © Брянские известия, 16+
Новости 24