2 февраля исполнилось 118 лет со дня рождения Героя Советского Союза, знаменитого летчика Валерия Чкалова. Накануне «Брянским известиям» удалось побывать в самом необычном и закрытом для многих посетителей музее, который помнит пребывание Чкалова на Брянщине. Он находится в СИЗО, где летчик провел 16 дней в 1929 году. ИА «Брянские известия» узнало, как создавался музей, и постаралось выяснить, за что Валерий Чкалов попал в брянскую тюрьму.
Не тронутая ремонтом
Будний день, девять часов утра. Около входа в СИЗО №1 суета, на работу спешат сотрудники. Сразу за дверью — контрольно-пропускной пункт. Суровый охранник проверяет документы, выдает электронный пропуск. Мобильный телефон нужно выключить и оставить на КПП. Фотоаппарат разрешают взять с собой. Меня встречает врио заместителя начальника СИЗО-1 Павел Цыганков. У него есть ключи от всех здешних дверей.
Через административное здание выходим во двор. Здесь расположен самый старый корпус – екатерининских времен. Стены толщиной в полметра, на окнах – кованные решетки. Внутри низкие сводчатые потолки. Поднимаемся на третий этаж.
В здании не так давно был сделан ремонт, вокруг чисто, даже не верится, что зданию больше 200 лет. А вот последний пролет ступеней оставили нетронутыми. На стене табличка, повествующая, что ступени сохранились со времен постройки здания.
– Во время ремонта аккуратно отнеслись и к камере, в которой сделали музей летчика, – говорит Павел Цыганков. – Оставили старые деревянные полы, предметы обстановки времен 30-х годов прошлого века. Не стали менять и внутреннюю дверь в камеру.
Подарок космонавта
Кстати, первый музей Чкалова располагался на цокольном этаже здания. Именно здесь отбывал наказание легендарный летчик.
– В какой именно камере сидел Чкалов, никто не знает, – рассказывает Александр Шепеленко. До 2005 года он занимал должность замначальника по кадрам и воспитательной работе СИЗО-1. – Мы ее по записям в дневнике летчика. Он описывал, куда выходили окна, что было видно из камеры. Первую музейную комнату открыли в начале 2000-х годов. Чтобы найти какую-то информацию, я делал запросы в центральный музей летчика в Чкаловске Нижегородской области, где родился Валерий Павлович. Нам предоставили копии дневника, который он вел в тюрьме.
После капитального ремонта здания «камеру Чкалова» перенесли на третий этаж.
— Не нарушает дисциплину заключенный Чкалов? – в шутку спрашивает замначальника у подчиненного на этаже.
— Нет, видел его только что, — не моргнув глазом, отвечает охранник.
Открывается тяжелая дверь камеры №48. За ней – еще одна, сохранившаяся с прошлого века. Следом металлическая решетка.
Захожу в камеру. Единственное окно — наверху ближе в потолку. В него видно только небо и решетка. Из обстановки – железная кровать, деревянный стол, вмонтированный в стену стул. Жестяное ведро для воды с привязанной к нему цепью кружкой стоит в углу. На столе – предметы быта заключенного прошлого века: чайник, кружка, ложка, тарелка, пачка папирос. А также шлем и очки летчика.
Со шлемом вышла курьезная история. В 2018 году в музее побывал летчик-космонавт Виктор Афанасьев.
– Почему у вас вместо шлема летчика шлемофон танкиста?
– Да мы не специалисты, – оправдываются в УФСИН.
– Привезу вам настоящий.
Через год Виктор Михайлович попал в музей в День работников СИЗО и тюрем. И оставил запись в дневнике посетителей: «Выполнил обещанное – заменил шлем танкиста на шлемофон летчика 20-30-х годов без радиосвязи».
Как летчик попал в исправдом?
15 декабря 1927 года летчик прибыл в Брянск служить в 15-ю авиационную бригаду имени ЦИК СССР. В Ленинграде осталась беременная жена Ольга.
В августе 1928-го Валерий Чкалов попал в аварию. Сводное звено самолетов «Фоккер» вылетело с Гомельского аэродрома для перелета к месту зимней стоянки в Брянск. Ведущий Козырев вел звено на предельно малой высоте. Ведомый Чкалов врезался в железнодорожные провода. Бытует версия, что летчик по своей инициативе снизился на малую высоту, чтобы натренировать других пилотов для выполнения важного тактического приема – бреющего полета. И все самолеты звена рухнули на землю. Об этом пишет коллега Чкалова летчик Георгий Байдуков.
Но директор Унечского краеведческого музея Наталья Голик засомневалась в этой версии. Она изучила военные документы, в том числе Приказ начальника ВВС Белорусского военного округа №191/69 от 19 октября 1928 года. И выяснила, что Чкалов попал в аварию недалеко от Унечи. Первую помощь ему оказал фельдшер железнодорожной станции.
Остальные летчики покружили над ним и отправились дальше. Но сбились с курса, перепутав направления железной дороги. Ведущий звена Козырев сам налетает на провода и срывает болт правой стойки своего самолета. Тут летчики поняли, что направляются в другую сторону. У ведущего не было компаса и часов. Пришлось совершить вынужденную посадку – до Брянска не хватило бы горючего.
«Основным виновником аварии был ведущий звена Козырев И.И., но серьезно наказали Чкалова… – пишет в своем исследовании Наталья Голик. – Командование эскадрильи квалифицировало это происшествие как воздушное хулиганство, и дело попало в суд».
Приговором военного трибунала Чкалова осудили на год лишения свободы и уволили из Красной Армии.
«Вчера был мне суд, – пишет летчик жене Ольге. – Судили без свидетелей и защиты в закрытом заседании. Присудили к одному году лишения свободы… Вины никакой за собой не чувствую и объясняю это так, как сказал один командир здесь. Будь это не Чкалов на моем месте после аварии, то не было бы ничего. Значит, я им бельмо на глазу, от которого хотят избавиться в том отношении, чтобы Чкалов никогда не лез со своими указаниями на их неправильные действия…»
Простили и отпустили
Отбывать наказание в брянской тюрьме Валерий Чкалов начал 3 января 1929 года. Каждый день он вел дневник. В экспозиции музея в СИЗО – его копии. 16 страниц рукописного текста.
«Итак, я в тюрьме, – пишет летчик. – Пришел сам без конвоя, это хорошо. Поместили в белом корпусе камеры №12. В ней находятся вместе со мной еще три человека… Публика хорошая и отзывчивая. Общее горе по свободе соединяет людей».
25-летний Валерий Чкалов скучает по жене Ольге и маленькому сыну Игорьку. Страницы дневника он адресует супруге и называет ее ласково Лелюска.
Валерий Чкалов много читает в камере, когда есть свободное время. За время своего пребывания он поработал контролером на кухне, в архиве, в канцелярии. За восемь дней в канцелярии он заработал 5 рублей 83 копейки. Валерий Чкалов беспокоился, что жена с маленьким сыном осталась без его материальной поддержки. «Она так хочет иметь обстановку и костюмы, а я не могу ничего сейчас дать».
В тюрьме были клуб и радиоточка. Но вот еда в исправдоме оставляла желать лучшего. «Только чувство голода заставляет есть эту грязную мутную бурду, совершенно безвкусно».
Несмотря на строгие распорядки, Чкалова пускали на свидания с друзьями-летчиками. Они поддерживали товарища, приносили передачки. На девятый день заключения после окончания работы в канцелярии Чкалова хотели сделать заведующим клубом. И даже использовать в качестве лектора по авиации, а также организовать экскурсию на аэродром. Но, судя по всему, осуществить это не успели.
Постановлением ЦИК СССР за подписью председателя Михаила Калинина по ходатайству военного наркома Клима Ворошилова и куратора авиации Якова Алксниса реальное наказание Валерию Чкалову было заменено на условное с освобождением из брянской тюрьмы.
«…Вечером сообщили, что пришла телеграмма выпустить срочно. Телеграмма из Москвы. Ура! Я свободен».
Марина АНТОНОВА.
Материал опубликован в газете «Брянские известия» №04 (217) от 04 февраля 2022 года.