«…Мое детство прошло в суражской деревне Калинки. Она находится на противоположном от Лялич берегу Ипути. Я помню ров, в нем росла огромная липа. Школьницей я забиралась на дерево, на столетних ветвях даже делала уроки. На другом берегу виднелись дворец и церковь. Я представляла, что я принцесса и хожу в кринолиновых платьях…»
Но тогда Татьяна Арефина не могла и представить, что работа крепко-накрепко свяжет ее с усадьбой графа Завадовского. Татьяна четвертый год работает библиотекарем в Ляличском социально-культурном центре. На селе с населением в 500 человек располагаются и Дом культуры, и фельдшерско-акушерский пункт, и опорный пункт полиции, и библиотека. Татьяна – директор Фонда содействия реставрации церкви Святой Екатерины в Ляличах. Она курирует все волонтерские работы, которые проходят там. И мечтает превратить Ляличи в культурный и туристический центр.
Ключи от церкви
В Ляличах сохранились руины самого большого усадебного комплекса в Брянской области. Имение построил граф Завадовский, первый министр просвещения в России, больше всего известный как фаворит Екатерины II.
Лучше всего сохранилось здание церкви Святой Екатерины. Его смогли законсервировать в 2012-2013 годах. Тогда при губернаторе Николае Денине выделили 25 миллионов рублей. Отремонтировали крышу, фасад, окна и ступени. Хотели организовать туристический маршрут по брянским усадьбам, сохранившимся и не очень. Но власть сменилась, и дальше дело не пошло.
Как директору Фонда содействия реставрации церкви Святой Екатерины Татьяне доверили ключи от здания церкви, где она проводит экскурсии для школьников или туристов. Татьяна получила разрешение в управлении по охране и сохранению культурного наследия Брянской области на хозяйственную деятельность в районе памятника культуры федерального значения. Это позволяет, например, скосить траву, убрать поросль. Даже на самые простые ремонтные работы нужен согласованный проект.
– В прошлом году мы пригнали автовышку из Суража, – рассказывает Татьяна. – Она в городе единственная. 22-метровой стрелы хватило, чтобы убрать растительность со здания церкви. А вот до колокольни она не достала. В этом году автовышку заказали в Унече. Там она повыше – 32 метра. Убрали молодые деревья с двух колоколен.
В церкви Екатерины проходят богослужения. Правда, священник – один на семь приходов. Он заранее сообщает, когда будет служить в Ляличах. Активисты дают объявление в социальных сетях.
Руины дворца
Сложнее в порядке содержать территорию дворца – она огромная. Общественники собирают деньги. Но на пожертвования сильно не разгуляешься: их хватает на бензин для газонокосилки или чтобы заказать трактор, который бы скосил траву на территории главного дома.
– Трактористы не хотят к нам ехать, берегут технику, – сетует Татьяна. – Гости усадьбы часто оставляют после себя мусор. Он попадает в косилки, они ломаются. А вручную такую территорию не обработать.
Два года подряд на помощь приходят осужденные, которые отбывают наказание в суражской колонии-поселении. Удалось договориться с руководством исправительного учреждения. Заключенные и работники помогли освободить от поросли галереи с двух сторон от главного входа в усадьбу, очистили и так называемый каретный двор слева от дворца.
Правое крыло усадьбы, в котором раньше располагалась средняя школа, продолжает разрушаться. Доступ в него открыт, туда может попасть любой желающий. Типовое здание школы построили в середине 80-х годов. С тех пор правая половина дворца пустует и разрушается.
Под дворцом есть масштабная сеть подземных ходов. По некоторым данным, они доходят до церкви. Подвалы имеют сводчатые потолки.
– В 70-х годах приезжали исследовать подвалы, карты их должны были сохраниться, но у нас их нет, – говорит Татьяна. – Раньше родители боялись отпускать детей во дворец, они могли забраться в подвалы и заблудиться в разветвленной сети. После исследования подвалы законсервировали, главные входы в них засыпали.
По словам Татьяны, если галереи считать первым этажом, то вниз идет еще два этажа. Поэтому легенда о том, что изначально один этаж засыпали, так как дворец графа был выше Михайловского дворца Павла I, не кажется совсем безосновательной.
Из парка – ботанический сад
В усадебном парке, считают активисты, можно создать ботанический сад. Планировку сейчас могут разглядеть только специалисты. Весь он зарос, и чтобы привести его в порядок, нужно еще одно разрешение – от лесничества. Эти земли относятся к лесохозяйственным территориям и ни одно дерево просто так срубить там нельзя.
– Этим летом приезжали студентки второго курса из БГИТУ, – рассказывает Татьяна. – Они на глаз определяли возраст дерева, говорят: да ему же 300 лет! А по мне – дерево как дерево.
По словам Татьяны, в парке графа Завадовского росли редкие виды деревьев. Но после гражданской войны во дворце обосновалась коммуна имени Дзержинского. Они организовали производство каких-то незамысловатых деталей из дерева. И все редкие виды, в том числе и красное дерево, срубили для этих нужд.
Позади парка сохранились искусственные озера. Это был каскад из пяти прудов. В советские времена водоемы высохли. На этой территории выращивали капусту и свеклу. В 70-х годах пруды почистили, вода вернулась. Вновь построили дамбу.
Сейчас нижний и верхний пруд почти объединились. Дамба между ними разрушилась. О том, что это два разных водоема, напоминают только выросшие на месте дамбы деревья. Еще одно косвенное подтверждение легенды о засыпанном этаже – куда делся грунт из озер?
Вместо послесловия
Татьяна нашла единомышленников, которые многие годы работают над тем, чтобы сохранить ляличскую усадьбу. Это местные жители, члены брянского отделения Российского географического общества, казаки из Казачьего общества имени Романа Брянского, студенты, другие волонтеры. Кто-то помогает убираться, кто-то снимает ролики, кто-то отправляет письма во все инстанции.
– Просьбы нескольких поколений людей не находят отклика у чиновников, у тех, кто принимает решения, – говорит ИА «Брянские известия» Татьяна Арефина. – Понятно, что в первоначальном виде усадьбу не восстановить, но в наших силах сохранить то, что осталось для детей и внуков. Я благодарна тем людям, которые не жалеют сил и посвятили свое время сохранению и изучению усадьбы. Сейчас наша задача доказать федеральным властям, что место это уникальное. Оно сможет послужить будущим поколениям.
Марина АНТОНОВА.
Материал опубликован в газете «Брянские известия» №041 (203) от 22 октября 2021 года.