Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

За чей счет банкет?

Городские власти решили преобразить улицы Брянска. В планах обновить как отдельно стоящие киоски, так и в составе остановочных павильонов. Для этого разработали новый единый дизайн торговых объектов. Его представили мэру города. Документ готов и проходит согласование. ИА «Брянские известия» выяснило, удобно ли для предпринимателей и покупателей данное новшество?

«Незаконные» стали законными

Бороться с незаконными нестационарными объектами городские власти начали в 2016 году. Демонтировали вереницу ларьков на Набережной, у Бежицкого универмага, напротив «Электроники» и другие. Правда, незаконными их назвали довольно условно. Предприниматели платили налоги, за аренду и электричество.

«Незаконные» киоски сносили за счет бизнесменов. Причина – изменилась схема размещения нестационарных торговых объектов. Ларьки, которые простояли на своих местах много лет, теперь либо мешают выходить из общественного транспорта, либо стоят на коммуникациях.

После того, как торговые точки проторговали, многие киоски вернули на свои места. Предприниматели получали паспорта временных объектов.

Конечно, городские улицы стали выглядеть лучше и чище без ларьков. Но горожане столкнулись с другой проблемой: негде купить воду, влажные салфетки или еще какую-нибудь мелочь по дороге. Можно было бы приобрести их на остановке в киоске, но увы… Ничего не остается, как идти до ближайшего гипермаркета, а это долго и неудобно.

Так выглядела Набережная в 2011 году.
В 2020-м Набережная почти без киосков выглядит лучше.

Убрали почти половину

В киосках «Брянсксоюзпечати» больше 80% ассортимента составляет печатная продукция. Они стали исчезать с городских улиц наравне с продуктовыми. Никаких преференций не было у киосков без пива и сигарет перед другими и на аукционах.

– Многие точки ликвидировали в центре Брянска, – рассказала начальник коммерческого отдела «Брянсксоюзпечати»  Ольга Кулешова. – Изначально было 106 торговых точек, а сейчас их 65. В Фокинском районе из девяти киосков осталось лишь три. Покупатели жалуются, что им неудобно  далеко ходить за газетами или даже ездить. Тем более, что большинство наших покупателей  – пожилые люди. Многие районы области также лишились киосков с печатной продукцией. А там они были представлены в единственном виде.

По словам предпринимателей, сказалась ликвидация точек и на ассортименте продукции. В накладе оказались и издатели, поскольку им пришлось сократить объемы печати. А без информации жить нельзя. Именно поэтому на всероссийском уровне киоски с прессой признали социально значимыми. Но только не в Брянске…

– «Брянсксоюзпечать» повторно подает документы, чтобы восстановить снесенные киоски или хотя бы перенести от первоначального местоположения на другое, но в пределах досягаемости, – говорит начальник коммерческого отдела.

Новый павильон – дорого и неудобно

Если городская администрация обяжет заменить существующие  павильоны «Брянсксоюзпечати» на новые модели киосков, то проблем будет не меньше, чем во время их демонтажа.

– Придется полностью переоснастить торговую сеть, – сетует Ольга Кулешова. – Половина киосков находится в городе, где в первую очередь будут меняться все нестационарные торговые точки. Для этого потребуется много денег: для закупки нового оборудования, новых объектов. Если это будут делать за счет предпринимателей, такой киоск не окупится ни за пять, ни за десять лет.

По словам работников «Брянсксоюзпечати», модель киоска, разработанная администрацией, не предполагает нужного количества дополнительного оборудования. Через один киоск за месяц проходит больше 500 наименований газет и журналов. И расположить их, чтобы они были хорошо видны покупателям, в обновленном киоске будет проблематично. Нужно будет полностью закупать внутреннее оборудование.

– Новый предложенный администрацией киоск практически полностью остекленный, кроме задней стенки, – говорит Ольга Кулешова. – Поэтому занять продукцией получится только одну стену. Плюс можно будет дополнительно его оборудовать по периметру, но для этого нужно докупить оборудование. Я считаю, что для печатной продукции новая модель киоска не подходит.

Еще одна проблема заключается в следующем: чтобы закупить эти киоски, потребуются дополнительные вложения. А для большой сети с не слишком рентабельным бизнесом, таким как продажа прессы, это будет проблематично.

– Основная масса покупателей, целые микрорайоны, могут остаться без доступа к свежей прессе, художественной литературе, другим печатным изданиям, которые они привыкли приобретать рядом с домом, – поясняет Ольга Кулешова. – Ведь киоски новой модели придется устанавливать в местах с большей проходимостью, чтобы они окупались. Тогда в районах области они и вовсе окажутся под угрозой исчезновения.

Новые модели торговых павильонов от администрации.

Цена вопроса

«Брянсксоюзпечать» в последнее время обновила большинство своих киосков. Теперь это павильоны, в которые можно зайти, как в маленькие магазинчики. Они опрятные и чистые внутри и снаружи, выглядят вполне современно, в центре города – выполнены в общей городской стилистике. На лицевой стороне расположены электронные экраны.

По подсчетам «Брянсксоюзпечати», один новый газетный киоск со всеми затратами на доставку и модернизацию обойдется примерно в 800 тысяч рублей. А их нужно будет заменить 65! Не надо быть профессиональным математиком, чтобы вычислить всю сумму затрат – 52 миллиона рублей (!).

Вот тут возникает вопрос: администрация города установит киоски и сдаст их в аренду предпринимателям или устанавливать новые киоски бизнесменам придется за свой счет?

– Постановление по единой стилистике нестационарных торговых объектов находится в стадии разработки, – рассказали ИА «БИ»  в пресс-службе Брянской городской администрации. – Поэтому алгоритм и вся процедура пока не известна и не утверждена.

Кстати, новый дизайн для автоматов для воды и молока в администрации разрабатывать не стали. Они пользуются более выгодными условиями аренды, хотя не несут никакой социальной нагрузки и работают совсем без персонала.

ЦИФРЫ

  • 640 «незаконных» ларьков, киосков и павильонов демонтировали в Брянске с 2017 по 2019 годы
  • 40 киосков с прессой за это время исчезло в Брянске
  • 65 киосков «Брянсксоюзпечати» установлено по всей Брянской области, 22 из них – в Брянске
  • 141 человек трудятся в сети «Брянсксоюзпечать»
  • 80% – доля печатной продукции в киосках
  • 800 тысяч рублей – во столько обойдется новый киоск с доставкой, установкой и всем оборудованием для продажи газет.

Надежда ПЕТРУНИНА.


Материал опубликован в газете «Брянские известия» №035 (197) от 10 сентября 2021 года. 

Поделиться:

© 2016 – 2022, © Брянские известия, 16+
Новости 24