Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Актер брянского драмтеатра Юрий Киселев: «После каждого спектакля понимаю, что живу не зря»

В марте артист Брянского драматического театра имени Алексея Толстого Юрий Киселев удостоился высокой государственной награды. Ему указом президента присудили медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Корреспондент «Брянских известий» побывала в гостях у Юрия Викторовича и узнала, легко ли получить признание актеру из глубинки.

Будний день. В театре шумно и многолюдно. Актеры репетируют премьерный спектакль «Рассказы циника». Он состоит из отдельных рассказов Аркадия Аверченко, объединенных в одну историю. Наш герой задействован в одной из семейных сцен. Но его выход позже. Потому поднимаемся в гримерку на второй этаж.

Юрий Киселев
Юрий Киселев.

– Каким был ваш путь в профессию? Как родилась идея стать актером?

– Никогда не мечтал о сцене. После окончания школы хотел поступать на факультет журналистики, иностранных языков или в военное училище… Но моя девушка позвала учиться вместе в культпросветучилище. Не смог ей отказать и подал документы на режиссерское отделение. Год спустя уехал в Орел и поступил в институт культуры. Тогда набирал курс режиссер орловского театра драмы с прицелом на открытие своего театра. Позже я проработал у своего педагога почти четыре года. А в 1998-м вернулся в родной Брянск. С тех пор служу в Брянском драматическом театре имени Алексея Толстого.

– Что, на ваш взгляд, самое важное в работе актера?

– Самое важное и ценное для актера – это его партнеры. Это те люди, которых чувствуешь на сцене. И которые чувствуют тебя. Ты подхватываешь их, они тебя… Происходит то, что незаметно зрителям. У меня, конечно же, такие есть в театре! Если бы не было, наверное, и не был бы здесь (смеется). Признаюсь, последнее время меня мучает вопрос, а важна ли моя профессия? Нужно ли то, чем я занимаюсь?! Но когда выхожу после спектакля и вижу людей, которые улыбаются, плачут, сопереживают… Понимаю, что живу не зря.

– На вашем счету – 13 киноролей. Расскажите, как попали в кино?

– Первой картиной, в которой я снялся, стал фильм Ларисы Садиловой «Ничего личного». Съемки проходили в Брянске. Мне позвонили и предложили поучаствовать в эпизодической роли. Я не хотел. Но под натиском знакомого сдался: отправил свою фотографию. И так получилось, что по одному моему снимку Лариса Игоревна дописала сценарий и придумала несколько дополнительных сцен с моим участием. Получилась маленькая роль! Благодарен судьбе за эту встречу и знакомство.

– В 2019 году вы снялись в фильме «Однажды в Трубчевске…», который включили в конкурсную программу Каннского фестиваля. Чем запомнились эти съемки?

– Большинство актеров в этом фильме были непрофессиональными. Снимались местные жители. Когда включалась камера, люди начинали волноваться, теряться, но при этом очень старались. А профессиональных актеров в картине было всего четыре. Поэтому работать было сложнее, но интересней. Пришлось подстраиваться и помогать «коллегам» выйти на сюжет сцены. Все происходит здесь и сейчас. И ты находишься в тонусе. Не думаешь о том, как тебе сыграть. А ждешь, как все повернется.

– Анонсировалось, что вы поедете во Францию на презентацию картины. Почему не сложилось?

– Работу актеров и прочие расходы, в том числе поездки на различные фестивали, оплачивает продюсер. Невозможно было отправить в Канны всю труппу! Сами же организаторы фестиваля приглашают, как правило, трех-четырех человек. Я ничуть не расстроился! Я же не могу поехать на Каннский фестиваль вот так (смеется)! Нужно создать образ, думать, что надеть. Это очень недешево! Вот если бы у меня был свой спонсор, и он предложил поехать во Францию – я б, не раздумывая, махнул.

– Отличается ли работа в кино от театральной?

– Это совершенно разные профессии. И каждой нужно учиться. С опытом я понимаю отличия. В кино ты должен, как мы говорим, попадать в объектив. Снятые сцены обрезаются, монтируются. И получается сцена, которую видит кинорежиссер, а не та, которую сыграли на площадке. В кино большую роль играет монтаж и подборка кадров. А прелесть театра в том, что каждый спектакль – другой. Например, сегодня у меня одно настроение, у партнера – другое. Происходят нюансы, которые меняют все. И если чего-то не сделал в одном спектакле, можно исправить ошибку в следующий раз.

– Ваша самая яркая работа в кино и в театре? Почему важна и почему запомнилась?

– Мне сложно судить. Да и не я должен говорить об этом. Яркая роль для одних одно, для других – другое. Бывает, режиссер смотрит спектакль. Ты играешь в нем главную роль. Играешь масштабно, как тебе кажется. С отдачей. Но режиссер лишь скажет: «Да, хорошая работа». И на этом все. А в другой раз выходишь в небольшом эпизоде. И режиссер восторженно кричит: «Именно этот артист мне нужен!»

– Насколько актеру важен зритель? Меняется ли публика со временем?

– Есть зрительный зал. Есть сцена. Они не могут существовать отдельно. Изначально спектакль делается для зрителей, чтобы продать билеты, чтобы постановку увидели… Спектакли с половиной зала и полным – это разные спектакли. Правда, в пандемию коронавируса, после затяжной самоизоляции, мы были рады выступать и при 25-процентной заполняемости зала. Очень важно чувствовать отдачу, сопереживание. Иначе пропадает энергия. С годами зритель меняется. Одни перестают ходить, другие, наоборот, приобщаются к театру. Да и спектакли, которые были 10–15 лет назад и сейчас – совершенно разные.

– Напоследок расскажите о присвоении вам медали ордена «За заслуги перед Отечеством».

– Понятия не имею, за что меня наградили (смеется). Видимо, такой результат даю… Церемонии награждения еще не было. А о подписании указа президентом узнал от директора нашего театра. Тот поздравил меня в мессенджере. Сначала решил, что это розыгрыш. Поднялся к нему в кабинет. Руководитель надел пиджак и торжественно меня поздравил. Было приятно и неожиданно. Теперь в нашем театре два кавалера медали ордена (смеется). Я и Светлана Ивановна Сыряная! Мы с ней идем в отдельной колонне.

Беседовала Анна ЛЁВКИНА.


Материал опубликован в газете «Брянские известия» №013 (175) от 09.04.2021 года. 

Поделиться: