Первому губернатору Брянской области Юрию Лодкину исполнилось 80 лет. Трижды его избирали главой региона: в 1993-м, 1996-м и 2000-м. Наш корреспондент выяснил, как складывался путь Юрия Евгеньевича в политике, и чем он занимается на пенсии.
Не пустили на центральное телевидение
Большинство брянцев знает Юрия Лодкина, как губернатора. Но начинал он как журналист. Работал в дятьковской районной газете. Его острые репортажи и аналитические очерки заметили в главном областном СМИ.
– В советское время все журналисты районок мечтали публиковаться в «Брянском рабочем», – говорит Юрий Евгеньевич. – И вдруг меня взяли туда собкором. А через несколько месяцев предложили стать собкором всесоюзного радио и центрального телевидения. Для утверждения обязательно нужно было одобрение местного партийного руководства. Я уже собрал чемодан, когда сообщили, что мою кандидатуру отклонили, не дали рекомендацию. Оказывается, первый секретарь Брянского обкома КПСС Иван Коновалов, когда узнал, что я еду в столицу, сказал: «Лодкина на всесоюзное радио и центральное телевидение? По его статьям сняли первого секретаря Дятьковского горкома партии и председателя горисполкома. Если он попадет в Москву, готовьтесь, что он начнет снимать нас!»
Первым заговорил о Чернобыле
После успешной карьеры в журналистике Юрий Лодкин решил сменить профессию.
– Работая корреспондентом, я первым поднял «чернобыльскую» тему, – рассказывает Юрий Лодкин. – Но руководство страны на это не отреагировало. Я понял: если народные депутаты не поднимут вопрос о судьбе русской чернобыльской зоны, дело с мертвой точки не сдвинется. Решил пойти в народные депутаты, рассказать об этой беде всей стране и добиться принятия закона о ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На выборах депутатов за меня проголосовало 72% избирателей. Закон приняли, но плохо выполняли. Вся загвоздка была в местных властях. Тогда я решил идти на губернаторские выборы в 1993 году.
Незаконно сняли с должности
Через пять месяцев после победы на своих первых губернаторских выборах, осенью 93-го, Юрия Лодкина отстранили от должности. Он отказался подчиняться указу президента №1400. Этим документом был распущен Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Позже Конституционный суд признал указ незаконным…
– После этого я два года судился с Ельциным, – говорит Юрий Евгеньевич. – Это был беспрецедентный случай в российской политике. Меня уговаривали отступить, предлагали должность замминистра или консула в любой западной стране. Я отказался. По поручению президента со мной вел переговоры Виктор Черномырдин. Он говорил: «Будешь судиться, мы тебя «прихлопнем». Я сказал: «Попробуйте». Позже на одном из праздников у монумента Дружбы в Климовском районе Виктор Черномырдин сказал мне: «Ты правильно тогда сделал, что не согласился. В верхах ведь какая тактика была: поставить человека на должность, три месяца подержать, а потом «гудбай». Ельцин так хотел поступить и с тобой…»
Газ провели за счет Татарстана
Одним из самых крупных достижений Лодкина-политика считается газификация Брянской области. До его прихода к власти в 1995 году «голубое топливо» было доступно меньше чем 20% жителей региона. А уже в 2003-м – почти 60% брянцев.
– Денег на газификацию у нас не было, – рассказывает Юрий Лодкин. – Но я узнал, что Татарстан должен «Газпрому» почти три миллиарда рублей. Я предложил Рэму Вяхиреву, руководителю «Газпрома», вариант почастичной выплаты этой суммы: Татарстан на один миллиард своего долга должен был купить для Брянской области технику, трубы, предоставить рабочую силу для прокладки газопроводов. План удался. В 2000 году объемы газификации Брянщины превысили показатели за все годы советской власти.
Орден от Родины
Непростые отношения у Юрия Лодкина складывались с президентом Борисом Ельциным. В 1998 году брянского губернатора пригласили для вручения ордена Дружбы.
– На вручение такой награды обычно не вызывают в Кремль, а Ельцин захотел меня увидеть, – рассказывает Юрий Евгеньевич. – Я не собирался ехать, но меня уговорили. Однопартийцы сказали, что это орден не от Ельцина, а от Родины, и я должен его принять. После вручения Борис Ельцин сказал мне: «Хорошо, что наши конфликты закончились орденом Дружбы». Я попросил слово: «Я благодарен за орден. Но буду просить еще об одной награде. Не для себя, а для детей «чернобыльской зоны». Нужно реанимировать программу «Дети Чернобыля». А для этого президент должен взять над ней персональное шефство». «Так тому и быть», – сказал Борис Ельцин.
Кстати, орден Дружбы с момента награждения Юрий Лодкин так и не надевал.
Из политика в писатели
Самым трудным, по словам Юрия Лодкина, во время его руководства областью было отсутствие денег:
– Из федерального центра спускали крохи. Мы выяснили, что еще при советской власти при распределении трансфертов для регионов допустили ошибку. Тогда мои подчиненные разработали новую систему начисления трансфертов для всей страны. И с ней я вышел в Совет Федерации. С трудом, но мы ее «продавили». Тогда транши из федерального бюджета для нас увеличили в два раза. Эта система действует до сих пор.
После завершения политической карьеры Юрий Лодкин стал писателем.
– Я написал 15 книг, в планах – еще три. Но с декабря, когда ушла из жизни моя супруга Евгения, я не написал ни одной строчки. Надеюсь, летом смогу вернуться к творчеству.
Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 014 (023) за 11 апреля 2018 года.