В Брянске простились с Валентином Динабургским. Почетного гражданина города, создателя паркамузея имена Алексея Толстого, поэта похоронили на Аллее Героев на центральном кладбище Советского района.
Проводить Валентина Динабургского в последний путь пришли около тысячи брянцев: писатели, артисты, общественные деятели, руководители города и области. При выносе гроба дорогу устлали красными гвоздиками.
– Вот видите, сколько людей пришло, – говорит друг семьи Тамара Малинина. – Он до самого конца был активным человеком. На день рождения столько интервью давал… Мы встретились с Валентином Давыдовичем лет 15 назад, он искал помощницу по дому. Как только я пришла, он сразу мне вручил ключи от квартиры – доверял. У него всегда было полно народу. Вот и сейчас…
Последние несколько лет Валентин Давыдович не часто выходил из дома: на презентации своих книг, прошлым летом в областной библиотеке с размахом отметили 95-летний юбилей Валентина Динабургского. Зато к нему приходили в гости: кто за советом, кто за помощью, а кто просто поговорить. Несколько лет назад он почти потерял зрение. Один из последних своих сборников стихов «Прикосновение», вышедший в 2016-м, Валентин Давыдович подписал для нашего корреспондента на ощупь.
Наша редакция была одним из немногих изданий, которые Валентин Динабургский считал своими друзьями. Валентин Давыдович никогда не отказывал нам в интервью, звонил, и мы подолгу обсуждали то или иное событие, произошедшее в России или мире. Охотно рассказывал о своих планах на будущее, приглашал на презентации книг.
Сегодня мы вспомним несколько фрагментов его интервью нашей газете.
Многое не успел реализовать
Детищем всей жизни Валентина Динабургского стал уникальный парк-музей имени Алексея Толстого. Валентин Давыдович основал его в 60-х годах. На весь мир он знаменит своими деревянными скульптурами.
– Валентин Давыдович, а какие скульптуры у вас самые любимые?
– У многодетной мамы спросили, какой ребенок у нее самый-самый… Все одинаковые. Но, между прочим, есть одна такая – это скульптура «1941-й». История ее возникновения интересна. Я предложил скульптору Вите Михайлову сделать из дерева что-то молодежное. Ну, скажем, он, она и гитара. И вот он приступил к работе. Вдруг однажды Витя заходит ко мне, разжимает руку, а там два больших ржавых осколка. Говорит, нашел их в дереве, где должны были быть голова парня и сердце девушки. И сразу все поменялось. Вместо гитары сделали автомат. И получилось: парень склонился головой к груди девушки, а в руках держит автомат… Аналогичных парков не было. В моем не было ни одной компиляции. Я все придумывал сам. Правда, еще многое не успел реализовать.
– Вы ведь к реконструкции парка не очень хорошо отнеслись?
– Реконструкцию начали не с того конца. Со мной никто не посоветовался. Хотя я и не был директором парка, но все-таки был его прародителем. Я им говорил: реконструкция, прежде всего, заключается в восстановлении скульптур. Но реконструкторы пошли по самому легкому пути: убрали асфальт и положили плитку. Наш парк до этой реконструкции имел свое неповторимое лицо, его стерли.
Придумал сказку для фонтана
– Когда поставили фонтан с котом и мельником, вы даже сказку для них написали.
– Я просто их выручил. А то в одну яму воткнули шесть мужиков и не знают, что с ними делать. Это меня ночью вдруг мыши осенили. Я вспомнил, что на мельнице бывает много мышей, и тогда дал мужикам имена и профессию. И все вроде бы стало на свое место. Этот фонтан имеет право на жизнь, но он ни в коем разе не заменил и не может конкурировать с «Чертовой мельницей».
Не раз Валентин Динабургский признавался, что Брянск стал для него родным городом.
– Конечно, я люблю парк Толстого, а еще Канатный переулок в Советском районе. Вообще, Брянск в моей жизни – это первый город. Он давно стал для меня родным…
Поделился Валентин Давыдович и своим отношением к возрасту:
– Юбилей – это ритуальное явление, прощание на оптимистической ноте, потому что впереди уже только вечность…
Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 007 (016) за 21 февраля 2018 года