Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Бездомный художник, или Как в Брянске «поддерживают» культуру

В конце января 2021 года в Брянске обострилось противостояние между коллективом изобразительного отделения областного колледжа искусств и местными властями. Художники пожаловались на тесные и темные мастерские, в которые их перевели год назад.

Педагоги и учащиеся рассказали корреспонденту «Брянских известий» о своих бедах. И это не абстрактные муки творчества, а вполне реальные бытовые трудности. А зачастую и безуспешные попытки достучаться до чиновничьих сердец.

Славные традиции

Брянское художественное училище открылось в 1976 году. За 45 лет из его стен вышли многие талантливые и самобытные мастера, которые работают в разных жанрах и направлениях. К примеру, наш известный земляк, заслуженный художник России, член национального союза художников Николай Сидоров окончил брянскую «художку» в первом ее выпуске в 1980 году. Многие бывшие студенты БХУ сейчас работают в ведущих художественных вузах Москвы и Санкт-Петербурга, занимаются творчеством. Высокий уровень преподавания художественных дисциплин брянским педагогам удалось сохранить до сих пор. Это признают как простые ценители искусства, так и профессионалы.

Художественное училище, в отличие от остальных брянских учебных учреждений культуры, с момента своего основания в 1976 году так и не обзавелось собственным зданием. Почему так произошло, теперь уже и не скажешь. Длительное время учебное заведение занимало два этажа одного крыла Театра юного зрителя. Аудитории там большие и светлые, места всем хватало. Поэтому такая жизнь «на подселении» в принципе художников устраивала.

Заложники ситуации

В 2010 году в Брянске произошло слияние художественного и музыкального училищ в единый колледж музыкального и изобразительного искусства. Еще более серьезное укрупнение случилось шесть лет спустя. В 2016 году учебное учреждение соединили с областным колледжем искусств и культуры.

– Коллектив бывшего художественного училища отодвинулся на третий план, – сетуют педагоги. – В приоритете стал музыкальный колледж. А после объединения с колледжем культуры вовсе стал не нужен. Руководство кормит преподавателей отделения обещаниями, официальными отговорками. Оглядываясь по сторонам на наших коллег из тех же художественных школ, видно, что многое делается через гранты и программы. Неужели нет такой программы, под которую не попадает Брянский областной колледж искусств – единственное на несколько областей уникальное учебное заведение?

На рубеже 2019–2020 годов художников начали переселять с насиженного места в Театре юного зрителя. В здании планируют ремонт, необходимость в котором, безусловно, назрела давно. Но затянется все это на несколько лет. В текущем году планируют сделать лишь проектно-сметную документацию. На нее даже уже выделили более 15 миллионов рублей. Однако проект капремонта появится не ранее декабря 2021 года. К реконструкции здания приступят только после этого. И то, если сразу найдут средства. По самым оптимистичным прогнозам капитальный ремонт здания театра закончат лишь к декабрю 2023 года. Так что художники надолго стали заложниками сложившейся ситуации.

Увидеть всю картину целиком

В настоящее время изобразительное отделение занимает одно крыло колледжа культуры на улице Киевской. Теоретические дисциплины преподают в бывших «красных уголках» расположенного через дорогу общежития. Только вот большинство отданных художникам кабинетов рассчитано на индивидуальное, но никак не на групповое обучение. Для занятий рисунком и живописью необходимо много пространства и света. Значение имеет и хорошая вентиляция. Ведь студентам приходится работать с сильно пахнущими красками и растворителями. Впрочем, художники шутят, что настолько привыкли к этим запахам, что уже перестали их замечать.

– То, что сейчас студенты и преподаватели ютятся на маленькой площади, это одно, – говорят в училище. – Почему руководство исходит из тех возможностей, которые легкодоступны? Почему не узнают, как это должно быть организовано? Ведь есть определенные стандарты, предъявляемые к помещениям.

Педагоги жалуются, что материальная база настолько изжила себя, что просто не на чем работать: ни мастерских, ни станков. А при переезде практически полностью ликвидировали собственную библиотеку отделения изобразительного искусства.

В нынешних условиях холсты размером часто больше метра просто негде разместить. А ведь художник должен видеть всю картину целиком, чтобы понимать, как выстраивается композиция, колорит. Для дизайнеров также нужны подходящие мастерские. Макеты занимают много места. Изготовление их – кропотливый и достаточно грязный процесс: работать приходится с клеями, деревом, пластиком.

Художник – это еще и историк

Непросто приходится и отделению декоративно-прикладного искусства. В их деле очень важна точность линий и острота зрения. В Брянске длительное время работают такие направления, как художественная роспись, резьба по дереву и вышивка. У каждого из них своя технология, свои требования и стандарты к обучению.

К примеру, миниатюры, которые создают воспитанники отделения художественной росписи, требуют внимания к деталям и качественной прорисовки. В темных аудиториях это достаточно сложно сделать. Для далеких от искусства людей кажется, что работа художника-миниатюриста – это лишь создание симпатичных сувениров. И мало кто задумывается, сколько терпения и усидчивости для этого требуется.

К слову, работа мастеров-прикладников – это еще и сбережение народных традиций и исторического прошлого. Умельцы воссоздают в мельчайших подробностях элементы народной культуры. Это знаменитые гжель и хохлома, это строгая северянка – мезенская роспись, это сочное и пышное жостовское письмо… Это и многие другие традиционные российские национальные промыслы, которые с упорством настоящих историков-исследователей сохраняют и популяризируют современные художники-декоративники.

Обещаниями сыт не будешь

2 февраля педагогический состав колледжа встретился с руководителями департамента культуры. Они обсудили ситуацию с размещением учебных мастерских и другие насущные вопросы отделения. На встрече директор департамента Елена Кривцова пообещала, что окажет необходимое содействие для создания комфортных условий и достойной организации учебного процесса.

– В 2019 году капитально отремонтировали учебные корпуса колледжа и два общежития, – рассказали в департаменте культуре. – В 2021 году деньги выделят на ремонт систем отопления отделений изобразительного искусства, социокультурной деятельности колледжа и двух корпусов общежития колледжа.

Чиновники пообещали улучшить освещение кабинетов, а также организовать горячее питание. Кроме этого, администрация колледжа задумалась о поиске помещения для натюрмортного фонда изобразительного отделения.

Вопросы без ответов

Помогут ли такие полумеры? Вряд ли. Художественное учебное заведение с почти полувековой историей не заслуживает положения «бедного родственника». Помимо просторных и светлых аудиторий отделению нужны достойная материально-техническая база, собственные выставочный зал и библиотека, а по-хорошему – и свой музей.

К сожалению, образовательные учреждения культуры всегда финансировались по остаточному принципу. Дескать, творческие люди бытовых проблем не замечают, а художник должен быть голодным. Но, может быть, пришло время исправить системную ошибку и задуматься о потребностях творческой интеллигенции? Например, собственное здание для изобразительного отделения стало бы хорошим подарком к его грядущему 50-летию.


Татьяна АЛЕКСАНДРОВА.

Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 005 (167) за 12 февраля 2021 года.

 

Поделиться:

Комментарии отключены.