В Брянске разгорелся скандал: 88-летнюю пенсионерку, ветерана войны Екатерину Трусову чуть ли не под конвоем принудительно выселили из аварийного барака на улице Матвеева. Пожилую женщину якобы силой вынудили съехать из центра города на окраину, где ей останется только доживать в «непригодных для проживания условиях». Корреспондент «Брянских известий» попытался разобраться в ситуации.
Пять лет ждали новое жилье
В двухэтажном деревянном бараке на улице Матвеева в Брянске Екатерина Митрофановна прожила 70 лет, квартиру не приватизировали. В 2008-м дом признали аварийным. Но постановление о сносе городская администрация подписала только в 2012 году. По программе переселения из ветхого и аварийного жилья жильцам дали квартиры в новостройке на окраине города в Бежицком районе на улице Саратовской. Но Екатерина Трусова отказалась переезжать.
– Новый дом построили в частном секторе, там нет асфальтированных дорог, общественного транспорта, до ближайшей остановки нужно минут двадцать идти пешком, – рассказала корреспонденту «Брянских известий» дочь Екатерины Трусовой Ирина. – Поэтому съезжать из барака мы не собирались, надеялись, что переселят в другое место.
Однако в мае прошлого года суд обязал мэрию выселить семью Екатерины Трусовой из барака. Решение судебные приставы пришли исполнять только 21 ноября, потому что до этого времени Екатерина Митрофановна добровольно не покинула жилье.
– Судебные приставы несколько раз приходили к Екатерине Трусовой, – говорят в пресс-службе УФССП по Брянской области. – Дверь в квартиру нам так и не открыли. Контрольное требование об исполнении решения суда мы все-таки вручили 16 ноября лично под подпись официальному представителю пенсионерки. В документе говорилось, что жилье нужно освободить до 20 ноября. Но этого не произошло.
Выселили под Новый год
Приставам пришлось принудительно выселять Екатерину Трусову, но конвоя не было. Вместе с работниками ЖКХ они несколько дней перевозили из барака на новую квартиру вещи и мебель пенсионерки.
– Екатерине Митрофановне даже не дали отпраздновать день рождения, – уточняет юрист, представляющий интересы семьи, Андрей Соломатин. – Пришли приставы и начали выносить вещи. Ей стало плохо, пришлось вызывать «Скорую», медики диагностировали гипертонический криз. Несмотря на тяжелое состояние, от госпитализации Екатерина Трусова отказалась, боялась оставить свое жилье.
Почти неделю ветеран войны приходила в себя в полупустых комнатах барака, за ней ухаживали дочери.
– Для Екатерины Митрофановны создали необходимые условия, – поясняют в пресс-службе УФССП по Брянской области. – Она отдыхала в отдельной комнате, ее не беспокоили.
26 декабря судебные приставы вывозили из квартиры пенсионерки последние вещи.
– Нас с дочкой и внуком выселили под самый Новый год, – со слезами на глазах рассказывает Екатерина Митрофановна. – Хотели отправить меня на Саратовскую умирать…
Нет ни аптек, ни магазинов?
Действительно, новое жилье ветерану войны дали не в самой удобной части города. Далеко от родственников – они живут в Советском и Володарском районах. Ближайшая остановка находится почти в километре, аптек в шаговой доступности нет. Но на соседней улице есть магазинчик, где можно купить необходимые продукты. Во дворе и на подъездах к дому уложен асфальт. У подъездов стоят лавочки, есть детская площадка. Но, как считают родные пенсионерки, дом хорошо выглядит только снаружи.
– Раньше мы жили почти в центре города, – говорит дочь Екатерины Трусовой Людмила. – Рядом стоял киоск с продуктами, аптека. Здесь же нет никакой инфраструктуры. В новой квартире кухня всего пять квадратных метров – двум людям даже трудно развернуться. Плита стоит рядом с окном, занавески и пластиковый подоконник могут вспыхнуть. Над одной из конфорок нависает провод от котла, который легко может оплавиться. Возможности переставить плиту в другое место нет – мешает выступающий короб дымохода. На стенах и потолке трещины. Балкона нет, маме некуда будет выйти даже подышать свежим воздухом. Коридоры узкие – всего 76 сантиметров.
Правда, комнаты в квартире просторные. Площадь новой «трешки» составляет 62,4 квадрата, вместо 61, как было в бараке.
Надеются на лучшее
Как говорят в брянской горадминистрации, Екатерину Трусову переселили в новую квартиру в соответствии с законом.
– Мы провели торги на покупку квартир для переселенцев из аварийного барака, – рассказали «Брянским известиям» в пресс-службе мэрии. – Выиграл застройщик, который возвел дома на улице Саратовской. Жалоб на плохое качество квартир от других жильцов к нам не поступало. Площадь кухни в квартире ветерана 5,5 квадратных метра – маловато, но это соответствует СНИПу. Специалисты проводили техническую экспертизу дома в ноябре прошлого года. Трещин в стенах и других серьезных нарушений в квартире пенсионерки не обнаружили. В ближайшее время комиссия вновь ее обследует, чтобы проверить сообщения об имеющихся повреждениях. К сожалению, согласимся, объекты инфраструктуры находятся далеко. Мы бы с радостью переселили Екатерину Митрофановну в другой район. Но мест нет, нам нужно снести еще 80 аварийных домов и расселить их жильцов.
…Пока родные не собираются перевозить Екатерину Трусову в новую квартиру. Пенсионерка живет у своей дочери Ирины и надеется получить другое, более комфортное жилье, соответствующее ее статусу ветерана войны.
Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 003 (012) за 24 января 2018 года