На заработки в Москву уезжают многие наши земляки. И далеко не всегда работают в столице по специальности. Два года назад учитель русского языка и литературы из Брянска Александр К.* сменил школьные тетрадки на форму частного охранника. О своей работе наш земляк рассказал «Брянским известиям».
ВСЕ ДЕЛО – В ФОРМЕ
– Я работал в режиме «две недели через две» в московской школе с углубленным изучением иностранных языков. Устраивался не в учебное заведение, а в частную охранную организацию. А оттуда меня и направили работать в школу.
Трудоустройство в охранную фирму длилось меньше двух минут. Столько занял телефонный разговор с начальником предприятия. Он спросил, какая у меня категория, есть ли удостоверение охранника, опыт работы (который, как оказалось, не особо нужен). Сам я на тот момент спортом не занимался, типичного «угрожающего» вида охранника не имел. Но тут есть одна хитрость – на охраннике обычно надета «дутая» тяжелая форма, так что отсутствие мышц не сильно бросается в глаза. Да и серьезной физической подготовки тоже не требовали.
РОДИТЕЛИ-НАРУШИТЕЛИ
– В школе два входа, или два охранных поста: для старшеклассников и для младших классов. Поначалу меня поставили на второй пост, там поспокойнее. Моя задача – стоять у дверей и смотреть, кто входит и как. Дело в том, что московская школа оборудована турникетами и системой пропусков, у каждого ученика – пластиковые ключ — карты. Когда ученик приходит в школу и активирует свою карту на входе, это фиксируется в специальном приложении на сайте или мобильном. Делается это больше для родителей – так они могут проверить, на занятиях чадо или прогуливает.
Многие ученики пытались пролезть под турникетом, потому что забывали карту или просто не хотели ее искать в рюкзаке. За нарушителями мне помогали следить дежурные из средних или старших классов. Всех «бескарточников» я записывал в специальный журнал. Но чаще всего незаметно хотели прошмыгнуть родители. А пускать их в школу – режимный объект – можно только в двух случаях: если взрослых встречает кто-то из учителей или если есть специальное распоряжение от начальника по безопасности на пропуск.
БИТВА ЗА СТИРКУ И ЕДА ПО РАСПИСАНИЮ
– Жили мы прямо в школе. На первом этаже напротив главного входа была наша каморка. Убранство нехитрое – стол, диван, холодильник, шкаф для еды, несколько шкафов для одежды, телевизор и большой кусок поролона в качестве кровати. Здесь же находился пульт противопожарной сигнализации, мониторы видеонаблюдения. На третьем этаже школы в старой раздевалке нам обустроили душевую, прачечную и туалет. За шкафчики и стиральные машины приходилось «биться» со сменщиками. С едой проблем не было. В будни питались в школьной столовой, хотя и старались не «светиться» под камерами – нам вообще-то было не положено там есть. Но повара даже специально подкармливали нас.
ЗАПОМНИТЬ ВСЕХ
– Кто бы что ни говорил, но работа охранника в московской школе – это очень сложно. Сканворды и сон у охранников только в кино, в реальности же я добирался до постели в 23:30, полчаса разговаривал с женой по телефону, засыпал и вставал в 5:45. Времени не то что на сканворды – а чтобы сходить в туалет, не было. Постоянный поток людей, записи, звонки… После уроков жизнь в школе не останавливалась – начинались факультативы и кружки. Мой сменщик, проработав в школе пять лет, знал каждого ученика. А их больше полутора тысяч! А вот я даже через три месяца работы с трудом различал, кто ученик, кто друг ученика… Спасал только заместитель директора по безопасности, который стоял со мной на центральном входе и подсказывал, кто есть кто.
Много было и бумажной работы. Мне дали шесть тетрадей формата А4, в которые я должен был записывать все, что случалось за день. Кто взял ключи, кто пришел без карточки, какие машины заезжали на территорию школы и прочее, прочее…
НЕУВАЖИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
– Меня часто спрашивают – какие они, столичные дети? Обычные! Относятся к нам, охранникам, как к людям, которые не смогли найти нормальную работу. В целом они все чувствовали превосходство над нами. Да что говорить, если сами преподаватели смотрели на нас с нескрываемым пренебрежением. Самое интересное, что сам я тоже учитель. Но у многих стереотип: охранник – человек недалекий.
Однажды в редкий перерыв я читал книгу. И не заметил, как стал читать вслух. В это время мимо проходили школьники, они даже остановились – удивились, что я вообще знаю, как выглядит книга.
Беседовала Ольга Умарова
*Имя изменено по просьбе героя.
Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 010 (070) от 15 марта 2019 года.