Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Убийца или жертва случайности?

В тот день, 22 июля, 33 — летний заместитель дежурного помощника начальника клинцовской колонии №6 Петр Иванов* отправлялся на очередное дежурство. Настроение было на подъеме – он только что вернулся из отпуска. Уже десять лет Петр работал в колонии надзирателем, в 2017-м получил крупное повышение. Карьера шла в гору. Работа привычная, каждая смена похожа на предыдущую. В этот день надзиратель, как всегда, планировал провести дежурный обход, потом немного отдохнуть. …Около семи часов вечера из камеры штрафного изолятора раздался крик. Это вновь дебоширил осужденный 58 — летний Иван Васильев*.

– В штрафной изолятор его поместили за нарушения режима, – рассказал корреспонденту «Брянских известий» следователь по расследованию особо важных дел первого отдела Следственного управления Следственного комитета России по Брянской области Сергей Гутуров. – Заключенный не выходил на зарядку, часто продолжал буянить после отбоя. В тот день у него случилась очередная истерика. Другие сидельцы, которые находились в соседних камерах, уже не первый раз жаловались на поведение шумного соседа.

Судим Иван Васильев был уже во второй раз. В ноябре 2017-го он получил год колонии условно за мелкую кражу. Но клинчанин не отмечался в полиции, скрывался от участкового. Тогда условный срок ему заменили реальным. В исправительную колонию №6 Ивана отправили в феврале 2018-го. За полгода до рокового дня.

– Замолчит он когда-нибудь или нет? – устало спросил напарник Петра Иванова и попросил коллегу проверить, что случилось.

В камере заключенный метался из угла в угол, бил себя в грудь и яростно ругался матом.

– Да угомони ты его, начальник, – послышалось откуда-то сбоку.

Надзиратель, недолго думая, резко открыл дверь камеры, достал наручники и пристегнул осужденного к нарам. Петр Иванов обмотал вокруг головы сидельца кусок простыни, чтобы тот успокоился, и ушел…

Через пару часов бездыханное тело Ивана Васильева с замотанным тканью ртом нашли сотрудники колонии. «Асфиксия» – позже появится запись о причине смерти в медкарте заключенного.

Приехала скорая, полицейские. Надзирателя заковали в наручники.

– На допросе подозреваемый сказал, что действовал исключительно в интересах других заключенных, – поясняет Сергей Гутуров. – Лично с Иваном Васильевым он не был знаком. Просто знал, что есть такой заключенный, который ведет себя не совсем адекватно. 23 июля сидельца должны были отвезти в Брянск на обследование к психиатру. Кстати, посмертная экспертиза определила, что у осужденного действительно было расстройство психики, но какое именно, установить уже не удастся. По словам надзирателя, своими действиями он всего лишь хотел утихомирить буяна. И вовсе не пытался его убить.

Заместителя дежурного помощника начальника колонии арестовали, предъявили обвинение сразу по двум статьям: «Превышение должностных полномочий» и «Убийство». После случившегося Петра Иванова уволили из регионального УФСИН.

Коллеги и родственники надзирателя никак не могли поверить в случившееся. На службе его характеризовали как ответственного, активного и отзывчивого сотрудника. Получал ведомственные награды. – Вступилась за Петра Иванова даже его бывшая жена, которая простила прошлые обиды, – говорит Сергей Гутуров. – Именно она представляла интересы экссупруга в суде.

Трагедии можно было избежать, действуй сотрудник колонии в этой ситуации по уставу, считают следователи. Буйного заключенного нужно было заковать в наручники. А потом сообщить об этом старшему коллеге, медперсоналу учреждения. Ну уж никак не завязывать рот простыней…

Больше полугода, пока шло расследование, Петр Иванов просидел в СИЗО.

4 марта бывший сотрудник колонии выслушал приговор суда по своему делу – 12 лет колонии строгого режима. А еще он должен выплатить потерпевшей стороне один миллион рублей в качестве компенсации морального вреда. Решение пока не вступило в законную силу.

Однако в этой истории точка еще не поставлена. Прокуратура, которая после ЧП проводила проверку в злополучной колонии, установила, что Ивана Васильева поместили в ШИЗО незаконно. Расследование этого дела еще продолжается.

Имена изменены.

Мария Дедкова

Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 010 (070) от 15 марта 2019 года.

Поделиться:

© 2016 – 2022, © Брянские известия, 16+
Новости 24