Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Деньги за покупку не возвращают, цифры в платежах завышают

15 марта отмечают Всемирный день защиты прав потребителей. Жители Брянской области, как и всей России, могут жаловаться на что угодно. Для этого существуют специальные государственные органы. Сообщать о нарушении своих прав или закона можно в Роспотребнадзор, прокуратуру, муниципалитеты, антимонопольную службу, Роскомнадзор… «Брянские известия» решили выяснить, к чему чаще всего возникают претензии у брянцев.

НЕКАЧЕСТВЕННАЯ МЕБЕЛЬ И ПРОСРОЧКА

Первым делом на нарушение своих прав жители Брянской области жалуются в Роспотребнадзор. Там существует специальный отдел по защите прав потребителей. В прошлом году в два раза увеличилось количество письменных обращений туда. Большинство жалоб – на торговлю.

– Уже несколько лет подряд покупатели жалуются на некачественную мебель, – рассказала «БИ» начальник отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Брянской области Ольга Карсунцева. – Продавцы, а это в основном индивидуальные предприниматели, отказываются возвращать деньги, например, за диван, который сломался через неделю после покупки. И люди идут к нам. В прошлом году Роспотребнадзор даже подавал иск в суд о прекращении деятельности фирмы, которая продает некачественную мебель. У нас собралось много похожих жалоб, поэтому мы подготовим новые иски в суд.

Как правило, если продавец отказывается вернуть деньги сразу, то делает это после внеплановой проверки Роспотребнадзора. В другом случае бизнесмену придется платить штраф, судебные издержки и компенсировать моральный вред.

– Поступают жалобы и на просроченные продукты в магазинах, – говорит Ольга Карсунцева. – Но таких обращений к нам в последнее время приходит меньше. Потому что обычно подобные вопросы решают прямо на кассе. Продавцы возвращают деньги за покупку или меняют товар. И человек дальше жаловаться не идет.

158 жалоб поступило в прошлом году на плохое бытовое обслуживание. Большинство из них – на ателье и химчистки.

НАВЯЗАННЫЕ УСЛУГИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЦИИ

Что касается финансовой сферы, то полномочия Роспотребнадзора передали Банку России. Теперь именно туда жалуются на микрофинансовые организации или недобросовестных страховщиков.

– В Роспотребнадзор в прошлом году подали 99 жалоб по финансовым услугам, – рассказывает Ольга Михайловна. – Большинство из них – это навязанная страховка при оформлении кредита. Еще банк без ведома клиента может снять плату по кредиту со всех счетов, которые открыты в этом банке, а не со специального счета, указанного в договоре кредитования. А это тоже незаконно. В прошлом году одному из банков выдали предписание за такие уловки, банк устранил нарушение.

На услуги в сфере связи брянцы пожаловались в прошлом году 205 раз.

– Часто сотовые операторы предлагают своим клиентам бесплатную услугу, которую потом делают платной, – поясняет Ольга Карсунцева. – Это незаконно. Одного из сотовых операторов мы уже привлекали к административной ответственности за это нарушение. Кстати, согласие на любую дополнительную услугу, которая не входит в тариф, должно быть письменным. В нем обязательно нужно указывать дату и поставить подпись абонента.

Кстати, жалобы на интернет-провайдеров, например, низкую скорость интернета или отключения сети теперь можно отправлять в Роскомнадзор.

ХОЛОДНЫЕ БАТАРЕИ И РЖАВАЯ ВОДА

Функции контроля за сферой ЖКХ передали Государственной жилищной инспекции Брянской области. Но и в Роспотребнадзор продолжают поступать жалобы на неправильные цифры в квитанциях и холодные батареи.

В прошлом году в Государственную жилищную инспекцию Брянской области жители региона жаловались около трех тысяч раз. Больше всего обращений поступило от жителей Брянска – 86 процентов. Чаще всего горожан беспокоили протекающие крыши, грязь и мусор в подъездах, некачественное отопление, ржавая вода, внезапное отключение воды и завышенное, а иногда и двойное начисление коммунальных платежей.

– Мы заметили, что часто появляются «профессиональные жалобщики», – рассказывает Ольга Карсунцева. – К нам приходят письменные обращения, в которых, как правило, указывают на незначительные нарушения. Мы считаем, что это способ своеобразной борьбы с конкурентами. Например, приходят массовые жалобы на цветочные ларьки или на продавцов табака. По закону все обращения мы рассматриваем. И, если нарушение действительно подтверждается, принимаем меры, вплоть до обращения в суд.

Марина Антонова

Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 010 (070) от 15 марта 2019 года.

Поделиться: