Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Не останутся ли брянцы без общественного транспорта?

За маршрутными такси в Брянске прочно закрепился статус самого востребованного общественного транспорта. Но в последнее время мэрия всерьез взялась за частных перевозчиков, направив в суд сразу несколько исков на маршрутчиков. Какие перемены ждут городскую транспортную сеть, выясняли «Брянские известия».

ПЕРЕДЕЛ РЫНКА?

Судебные войны чиновников с владельцами маршрутных линий стартовали в конце февраля. Брянская городская администрация подала в арбитражный суд шесть исков на владельцев городских маршрутов: №28, 29, 36, 38, 76 и 99.

Чиновники добиваются прекращения действия свидетельств об осуществлении перевозок, то есть фактического лишения бизнесменов лицензий. Владельцы рейсов – предприниматели Сергей Максименков, Геннадий Киселев, Валентин Саможенов, Дмитрий Махотин.

Как пояснили в мэрии, поводом для судебных разбирательств стали частые нарушения в расписании движения маршруток. Свои действия горадминистрация обозначила как «работа по упорядочению деятельности маршрутных перевозчиков». Но в городе тут же заговорили о глобальном переделе всей маршрутной сети и сферы пассажирских перевозок.

– На сегодняшний день о переделе транспортного рынка в Брянске речи не идет, – рассказал корреспонденту «Брянских известий» начальник отдела по транспорту Брянской городской администрации Игорь Чубчиков. – Насколько я знаю, дополнительных средств на покупку новых городских автобусов и троллейбусов не поступало, поэтому говорить о конкуренции муниципального транспорта с маршрутными такси тоже нельзя. Что касается судебных разбирательств, то надо понимать: существует городской маршрут, на котором перевозчик обязан соблюдать требования законодательства. Если же перевозчик их не выполняет, городская администрация вправе обратиться в суд. Это договорные отношения.

А не приведут ли судебные разборки к сокращению маршрутов? Именно частники ездят по длинным рейсам, которые позволяют горожанам обходиться без пересадок.

– Если суд постановит лишить перевозчика свидетельства, то на его месте появится другой, – говорит Игорь Чубчиков. – Чтобы отменить маршрут или установить новый, нужно привлекать много разных специалистов, проводить голосование…

Только вот где чиновники найдут новых перевозчиков? В Брянске довольно узок круг желающих заниматься этим бизнесом.

ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Претензий к брянским маршрутчикам с каждым годом становится все больше. В номере «Брянских известий» за 7 декабря 2018 года мы писали о проблемах с городским общественным транспортом. Чтобы уехать домой после 20.00, некоторых маршруток – как пригородных, так и городских – иногда приходится ждать едва ли не час.

Жалуются пассажиры и на откровенное хамство частников: то гонки устраивают, то во время поездки курят в салоне или разговаривают по телефону. Итог – регулярное попадание в аварийные сводки ГИБДД. Дальше слов о контроле за маршрутным миром власть обычно не заходила. Так что же теперь развязало административные руки?

По мнению некоторых перевозчиков, козырем стало пополнение городского автопарка. За последние два года на обновление автобусов и троллейбусов из бюджета области ушло 700 миллионов рублей. По Брянску разъезжают около сотни новых автобусов. На сайте Брянского городского пассажирского автотранспортного предприятия приглашают на работу кондукторов и водителей. Последним сулят зарплату под 30 тысяч рублей в месяц. Сбавлять обороты чиновники не намерены. Пример тому – продление работы муниципальных автобусов до десяти часов вечера. То есть коммерсантам все-таки придется потесниться?

– Мы, маршрутчики, не привыкли жаловаться на условия труда, – рассказал один из владельцев маршрутных такси в Брянске, попросивший не указывать его имя. – У меня несколько машин, я приобрел их на собственные деньги. На одной из маршруток работаю сам. Выезжаю в шесть утра, заканчиваю в десять часов вечера. Ответственность огромная – возим людей. При этом не сказать, чтобы это было сверхприбыльным делом. В свете последних событий мы постоянно находимся в напряжении. И это не может не сказываться на работе.

Впрочем, «гиганты» отрасли пока выдерживают нейтральную позицию. По словам владельца одного из самых крупных предприятий коммерческих перевозок в Брянске Андрея Гросса, «чистки» маршрутчиков он не боится.

– Передел городского транспортного рынка? О таком я даже не слышал, – рассказал корреспонденту «Брянских известий» Андрей Викторович. – Во всяком случае, свои маршруты я сокращать не планирую. Ни водителей, ни машин меньше не станет.

К ЧЕМУ СТРЕМЯТСЯ

Почему в немилость городских властей первыми попали именно эти маршруты? Оказывается, на их водителей поступило больше всего жалоб от брянцев.

То, что власти начали не только на словах контролировать работу городского общественного транспорта, – это хорошо. И судебные иски, судя по всему, лишь начало долгой оптимизации городских маршрутов. Главное, чтобы в гонке за улучшением дорожной культуры не забыли о пассажирах, ради которых все и затевалось.

Так какие транспортные перемены ждут горожан в ближайшее время? Год назад мэрия наконец-то утвердила важный документ планирования регулярных перевозок. По сути, это план, по которому должен развиваться общественный транспорт в городе до 2021 года. Кое-что уже сделано. К примеру, в 2018-м изменился автобусный маршрут №27а «Мясокомбинат – улица Горбатова». Его продлили до конечной остановки «5-й микрорайон» с заездом на улицу Романа Брянского в Советском районе. А в феврале открыли два новых маршрута – №5а и 5б. Заработал и новый муниципальный маршрут №19да для жителей микрорайона на Флотской.

Чиновники планируют внести поправки в действующий документ. Например, маршрутка №28 направления «Фосфоритный завод – ТРЦ «Аэропарк» перейдет с нерегулируемого тарифа на регулируемый. То есть из частного в муниципальный. Это значит, что цену на проезд в них будет устанавливать муниципалитет. И в идеале она будет ниже, чем у частных перевозчиков. Документ вообще очень щедр на перевод действующих маршрутов в муниципальные. Такая судьба ждет 29-й, 38-й и 44-й маршруты. Также планируют продлить несколько маршрутов, в том числе №65 – до «Аэропарка».

Но поправки до сих пор не приняты. И когда это произойдет, неизвестно. А тем временем город живет без четкой схемы развития общественного транспорта. Получается, все изменения чиновники делают по наитию? И во что они выльются, сказать точно нельзя.

– Решения по отмене или утверждению маршрутов проходят сложную бюрократическую процедуру – коллегии, обсуждения, голосования, поэтому в документ постоянно вносятся изменения, – говорит Игорь Чубчиков. – В этом году мы пока делаем основной упор на улучшении работы общественного транспорта по вечерам.

Ольга Умарова

Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 010 (070) от 15 марта 2019 года.

 

Поделиться: