Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Получат все: брянских сирот и молодых врачей пообещали полностью обеспечить жильем

Социальное жилье – звучит хорошо, а получить его порой трудно. Хватает ли брянским сиротам жилья, и какие «подводные камни» скрывают бесплатные квартиры для приезжих молодых медиков, выясняли «Брянские известия».

АРИФМЕТИКА В РЕАЛЬНОСТИ

Сироты – одна из самых незащищенных категорий населения. По данным областного правительства на 2018 год, на Брянщине живут больше четырех тысяч детей-сирот. Это так называемые социальные сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. К первым относятся ребята, родители которых умерли, во втором случае мать и отца лишили родительских прав. Как только сиротам исполняется 18 лет, им положена отдельная жилплощадь. Выделять квадратные метры должны местные власти. Но они почему-то не торопятся.

Чтобы решить «квартирный вопрос» брянских сирот, в прошлом году потратили около 400 миллионов рублей. На эти деньги купили 420 квартир для 435 детей. Еще 15 квартир выделили муниципалитеты. В этом году планируют примерно столько же.

При этом чиновники еще хвастаются. Мол, по сравнению с 2011 годом жилья купили в 13 раз больше. Восемь лет назад сиротам выдали всего 28 квартир.

В региональном правительстве уверены: если каждый год для брянских сирот будут покупать примерно по 400 квартир, то через пять лет все проблемы с жильем ребят, оставшихся без родителей, решат. А после «пятилетки» им будут раздавать квартиры и вовсе как горячие пирожки – в течение года.

– По итогам 2018 года Брянщина стала лидером в ЦФО по количеству предоставленного жилья детям — сиротам, – рассказал заместитель губернатора Николай Щеглов. – В этом году на покупку жилья для детей — сирот из областного и федерального бюджетов выделено 398,6 миллиона рублей.

В СОБСТВЕННОСТЬ – ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ

Жилье для детей-сирот выбирают в основном на первичном рынке, то есть в новостройках. Метраж одинаковый – 33 квадратных метра на одного человека. Это размер стандартной «однушки». Квартиру большей площади покупают уже во «вторичке». Но получить ее могут только те сироты, которые уже обзавелись собственной семьей.

И то не факт, что им выдадут положенные квадратные метры.

– Если в очереди на получение жилья находится многодетная семья, мы пытаемся подыскать для нее трехкомнатную квартиру или большой дом, – говорит заместитель директора департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Любовь Кузнецова. – Но надо понимать, что государство прежде всего помогает ребенку-сироте. Нормативные 33 квадратных метра выдадут в любом случае.

Какие квартиры дают детям — сиротам? К новостройкам в последнее время все меньше доверия. В памяти брянцев еще жив скандал в Белых Берегах, когда в 2014 году из аварийного и ветхого жилья людей переселили в новые дома. А они оказались гнилыми. Здания построили с грубыми нарушениями, и через год из разрушающихся стен жильцов переселили в другие дома.

Областные власти уверяют – сиротам беспокоиться не о чем.

– Все квартиры перед передачей осматривает специальная комиссия, – говорит Николай Щеглов. – В нее входят представители администрации муниципального образования, органа опеки, жилищной и строительной инспекций. Жилое помещение должно соответствовать всем необходимым нормам СанПиНа. Квартиру дадут, а вот получить ее в собственность можно будет только через пять лет. На это время с сиротой заключают социальный контракт. До тех пор юноша или девушка, оставшиеся без родителей, – под пристальным взором службы опеки. Ведомство проверяет, вовремя ли новый владелец платит за коммуналку, есть ли у него работа, и как в целом справляется со взрослой жизнью.

В ОЧЕРЕДИ НЕ ВСЕ РАВНЫ

Еще один важный вопрос – «разгрузится» ли очередь на получение жилья в ближайшие пять лет? Сейчас квартир от государства дожидаются 2724 брянских сироты. Это лишь те, кто стоит в очереди. А всего сирот в регионе – 4150. Нередко «выбивать» положенные по закону квадратные метры им приходится через суд.

– Да, порой дети-сироты стоят в очереди несколько лет, – соглашается Николай Щеглов. – За это время они успевают вырасти, обзавестись собственными детьми… И вот сирота обращается в суд, чтобы его «перенесли» в начало очереди. Если он добивается своего, назад «отодвигаются» точно такие же дети-сироты, которые тоже могут ютиться с семьей в съемной квартире. Мы видим, что права одного человека поддерживаются, а права всей очереди – нарушаются. Так что вопрос неоднозначный.

Кстати, на бесплатное жилье могут рассчитывать и усыновленные дети. 3764 брянские сироты, по данным облправительства, живут в приемных семьях. Еще 389 ищут новых родителей.

– Появление социального сироты – это всегда ЧП, – говорит Николай Щеглов. – Наша цель – всеми силами оставить ребенка в своей семье. Для этого мы постоянно работаем с неблагополучными семьями. И улучшение есть. В 2014 году в области было 411 социальных сирот, в 2018-м – 142. А количество родителей, лишенных родительских прав, сократилось с 408 человек до 241.

ВРАЧАМ КВАДРАТНЫЕ МЕТРЫ И «ПОДЪЕМНЫЕ»

Уже не первый год идет речь о нехватке кадров в системе здравоохранения региона. Особенно мало молодых врачей узких специальностей. На Брянщине планируют пополнить больницы и поликлиники новыми кадрами. А завлекать молодых специалистов собираются жильем. Беспрецедентной, по словам чиновников, стала сумма, которую в прошлом году выделили на жилье молодым врачам, – один миллиард рублей. В этом году планируют купить для медиков 700 квартир.

– Из 4800 врачей, работающих в регионе, 20 процентов – старше 60 лет, – рассказал директор департамента здравоохранения Брянской области Андрей Бардуков. – Поэтому мы ждем именно молодую смену. И они уже едут к нам работать из Смоленска, Калуги, Курска. Каждому специалисту мы выдаем квартиру. Единственное условие, чтобы у него не было в Брянской области собственного жилья. Такая программа поддержки медиков рассчитана до 2020 года. Помимо служебной квартиры, первый год приехавшие специалисты будут получать зарплату в 50 тысяч рублей.

«ДЫРЯВАЯ СЕТЬ» РЕГИОНАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

А вот чтобы стать собственником «медицинской квартиры», нужно ждать еще дольше, чем детям — сиротам. Приватизировать ее врач сможет минимум через десять лет работы. Если раньше этого срока врачу понадобится уехать из региона, квартиру он потеряет. Частично придется вернуть и «подъемный» миллион рублей, который выделяют по программе «Земский доктор», если специалист работал в сельской местности.

– Мы заключаем с медиками договор социального найма, – пояснил Андрей Бардуков. – Что касается брянских «целевиков» – ребят, которые поехали учиться по направлению областного департамента здравоохранения в другой регион, вернувшись домой, они будут получать зарплату в 50 тысяч рублей. Мы также постараемся выделить им квартиры.

Предложение для иногородних врачей, конечно, заманчивое. А будут ли уделять достаточное внимание качеству знаний новых докторов?

– Пока что мы рады любому специалисту-медику, – говорит Андрей Бардуков. – Нынешнюю ситуацию с кадровым составом здравоохранения на Брянщине можно сравнить с сетью. И нам нужно хотя бы залатать имеющиеся в ней огромные дыры. На местах главные врачи сами дадут оценку профпригодности молодым кадрам. Главное, чтобы люди приезжали.

Ольга Умарова

Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 009 (069) от 6 марта 2019 года.

Поделиться:

© 2016 – 2022, © Брянские известия, 16+
Новости 24