Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Через бордюры не проехать, а социального такси приходится ждать по две недели

Насколько удобен Брянск для инвалидов

Комфортная среда?

Недавно прокуратура проверила, насколько Брянск удобен для людей с ограниченными возможностями. Оказалось, что даже центр города не приспособлен для передвижения незрячих пешеходов и инвалидов-колясочников. Так, в районе площади Революции живут больше 2,5 тысячи слепых и слабовидящих людей. Но здесь для них нет необходимой инфраструктуры.

– Тактильные указатели, контрастная разметка, дорожные знаки, съезды для инвалидных колясок – все это мы требовали сделать от городской администрации еще два года назад, – рассказал корреспонденту «Брянских известий» заместитель прокурора Брянска Юрий Петровский. – Но чиновники ссылаются на отсутствие денег. Городская администрация должна была сделать хотя бы пилотный проект реконструкции улиц Мало-Завальской, Арсенальной, Октябрьской и проспекта Ленина. Но этого так и не произошло. Сейчас мы готовим иск в суд, который обяжет городские власти заняться решением этой проблемы.

Сделать жизнь инвалидов более комфортной призвана федеральная программа «Доступная среда». Брянская область в ней участвует с 2011 года.

– По этой программе учреждения спорта, образования, культуры и социальные объекты делают приспособленными для инвалидов, а именно: устанавливают в них пандусы, расширяют проходы, реконструируют санитарные комнаты, – говорит директор Центра реабилитации инвалидов, эксперт брянского отделения ОНФ, инвалид-колясочник Ирина Лаврушина. – Но и пандусы в некоторых учреждениях напоминают конструкции для скалолазов. Видно, что поставили их для «галочки». Иногда путь к ним перекрывают урны. Среди хороших примеров последних городских ремонтов – Семеновский сквер. А вот лестницу на бульваре Гагарина для инвалидов-колясочников так и не приспособили. Далеко не все получается сделать в рамках федеральной программы. К примеру, обустройство дорог в нее не входит. Поэтому в Брянске нет безопасных маршрутов передвижения инвалидов по городу.

Даже если здание оборудовано пандусом, далеко не каждый инвалид сможет по нему заехать…

Пандусы в домах – вне закона

Большие претензии у инвалидов к отремонтированным дорогам.

– Там, где среда была вполне доступной, сейчас она перестала быть такой, – говорит председатель клуба инвалидов «Пересвет» Николай Пискунов. – Если съезды есть, то между ними и дорогой зазор в несколько сантиметров. Такой барьер очень трудно преодолеть на инвалидной коляске. А попасть на другую сторону бывает совсем невозможно, так как на многих переходах не предусмотрены съезды.

– Да, зазоры действительно есть, они появляются из-за особенностей техники укладки асфальта, – говорит заместитель председателя комитета по ЖКХ Брянской горадминистрации Юрий Пацинский. – Инвалиды нам указали на эти проблемы и мы их в ближайшее время решим – уложим недостающее покрытие. На всех новых дорогах мы соблюдаем СНиПы, позволяющие людям с ограниченными возможностями свободно передвигаться. Но и на старых магистралях по обращениям горожан мы обустраиваем съезды для инвалидных колясок.

Для некоторых инвалидов-колясочников проблемой остается даже выход из квартиры. В подъездах нет пандусов.

– Единственный законный способ оборудовать пандус в подъезде, где живет инвалид-колясочник, – созвать общественный совет дома, на котором больше 75 процентов жильцов должны согласиться на такую постройку, – говорит Ирина Лаврушина. – Цена вопроса – около ста тысяч рублей. Пока ни одного подобного положительного решения в Брянске не было. Все пандусы, которые были установлены самостоятельно, например съезды с балконов первого этажа, не узаконены.

Инвалид-колясочник Вячеслав Колеев так и не смог преодолеть бордюр на отремонтированной в этом году дороге на улице Горького у ТЮЗа.

Недоступный общественный транспорт

Для передвижения инвалидов по Брянску в 2014 году создали службу социального такси, автомобили которого оборудованы подъемниками. Инвалид может вызвать себе такое такси десять раз в месяц. Все, кто пользуется этой услугой, ею довольны. Если бы не одно но.

– Время, которое приходится ждать такси, – от десяти дней и больше, – говорит Юрий Петровский. – В городе работают четыре машины социального такси. Прокуратура потребовала от администрации закупить еще две машины или переделать уже имеющиеся микроавтобусы – оборудовать их подъемниками. Нам обещали выполнить это требование.

С общественным транспортом инвалидам приходится еще сложнее. В Брянской области в прошлом году купили 14 низкопольных автобусов. Но воспользоваться ими очень не просто.

– В городе нужно сделать универсальными все остановки, – говорит Ирина Лаврушина. – Во-первых, чтобы колясочник мог на них заехать, а во-вторых, уровни остановки и пола в троллейбусе или автобусе должны совпадать. Если у инвалида и получится сесть в общественный транспорт, не факт, что он сойдет на нужной остановке. Не везде есть съезды, а чтобы поднять человека с инвалидной коляской, нужно четверо крепких мужчин. На помощь рассчитывать не приходится, поэтому поездка в общественном транспорте – дело непредсказуемое.

Брянские инвалиды – люди, привыкшие к трудностям, поэтому последними изменениями в городе и районах области довольны.

– Большинство общественных зданий оборудованы пандусами, светофоры – звуковыми сигналами, общественный транспорт – световыми табло, – говорит инвалид-колясочник Антонина Арсенова. – Но нам ведь много и не надо, вот только бы еще отношение к нам поменялось. Мы ведь обычные люди… А порой нам приходится сталкиваться с железобетонной стеной духовной глухоты и слепоты…


Материал вышел в издании «Брянские известия» № 002 (002) за 8 ноября 2017 года

Поделиться: