В феврале в Брянске запустили электронную оплату в автобусах и троллейбусах
Романтика «счастливых» бумажных билетиков в общественном транспорте, похоже, скоро уйдет в прошлое. На смену им пришли чеки, как в обычном магазине.
Как работает стартовавшая в Брянске 1 февраля система электронной оплаты проезда в автобусах и троллейбусах, выясняли «Брянские известия».
ПАССАЖИРОВ ПОД УЧЕТ
Разговоры об «электронном проезде» в Брянске ходили давно. Поначалу чиновники планировали запустить его еще с ноября прошлого года, затем – с января 2019-го (подробнее в номере «БИ» за 9 ноября 2018 г.). В итоге дотянули до 1 февраля.
Что же это за новшество такое – электронная система оплаты проезда? Теперь горожане могут рассчитаться в автобусах и троллейбусах безналом: с помощью обычной банковской карты (нужна бесконтактная, со значком «антенна» на лицевой стороне), приложения на смартфоне, электронного проездного или транспортной карты. «Живыми» деньгами – купюрами и монетами – также можно будет оплатить поездку.
Кондукторы останутся при работе, заверяют чиновники. Только вместо билетного рулончика у них появится мини терминал – валидатор. Если в салоне нет кондуктора, аппарат ищите у водителя.
Привычные бумажные билеты заменят чеками. Так что никаких больше «счастливых билетиков»…
– У отрывного бумажного талона есть только серийный номер и дата, – говорит директор филиала компании, которая взялась реализовать проект электронной оплаты проезда в Брянске, Владимир Емельянов. – А на новых чеках – и время, и маршрут, и рейс, и фамилия кондуктора…. Так что дважды прокатиться по нему не получится.
Для чего вообще все это делается? Удобство для пассажиров, конечно, есть. Не каждый раз в кармане современного человека найдется мелочь на проезд. А вот банковские карты почти у всех. Но главная выгода – для городской управы
. – У Брянской городской администрации появится возможность пересчитать пассажиров — льготников, – рассказывает Владимир Емельянов. – Это нужно для того, чтобы в полном объеме компенсировать перевозчикам затраты. Кроме того, в электронном формате можно изучать пассажиропоток. И на основе статистики сократить или увеличить интервал движения муниципального транспорта.
Только как сделать последнее, если автобусов и уж тем более троллейбусов в Брянске не хватает…
РУКИ ТЯНУТСЯ К ДЕНЬГАМ
Корреспондент «Брянских известий» решила сама проверить новую систему в действии.
…Телецентр, час дня. Конечная автобуса №25 «Телецентр – Школа №61». Автобус отправляется, на каждой остановке заходят три-пять пассажиров. Все по привычке протягивают кондуктору мелочь.
– Смотри! Прямо как в магазине, – показывает подружке на валидатор кондуктора школьница лет 15.
– А что, обычные деньги теперь не принимают?
– Принимаем, – отвечает кондуктор. – Но теперь можно расплачиваться и банковской картой.
Достаю свою карту.
– Просто приложите к дисплею, – учит меня кондуктор Елена Орехова.
Автомат что-то молчит. Пробуем еще.
– Такое бывает, просто переверните карту и еще раз приложите…
Со второй попытки получилось. Чек и впрямь магазинный – четыре последние цифры моей карточки, время проезда, маршрут… Сохраню на память о первой «электронной поездке».
– Сдачу теперь считать не нужно, – улыбается кондуктор. – Хотя рука еще по привычке тянется за деньгами…
Елена Орехова работает кондуктором уже 14 лет. Новую технику, говорит, освоила быстро: пара занятий за полчаса до смены и на обеденном перерыве.
– Но шпаргалки, то есть инструкцию, держу под рукой, – говорит Елена. – Храню ее прямо здесь, на кондукторском кресле.
В час пик в общественном транспорте становится тесновато. Кондуктору приходится проявлять чудеса акробатики, чтобы протиснуться к пассажирам.
– Не будет ли чудо-аппарат срабатывать на каждую карточку, даже если она находится в сумке? – спрашиваю у Елены.
– Реагировать на все подряд прибор не будет, – уверяет кондуктор. – Во-первых, техника срабатывает только на расстоянии в два-три сантиметра. Во-вторых, чтобы рассчитаться с пассажиром, еще нужно нажать на валидаторе специальную кнопку и дождаться ответа на дисплее. Только тогда произойдет оплата и «выйдет» чек.
ТРАНСПОРТНЫЙ «ПЛАСТИК»
Расплачиваться через терминал можно будет пока лишь в городских автобусах и троллейбусах. С маршрутчиками, говорят в мэрии, еще не договорились.
– С частными перевозчиками мы обсуждаем внедрение электронной системы по регулируемым тарифам, которые контролирует Брянская городская администрация, – рассказал и.о. начальника городского отдела по транспорту Игорь Чубчиков. – Однако с 1 июля перевозчики по закону должны иметь в салонах электронные кассы для «обилечивания» пассажиров. В полном объеме обеспечить работу электронной системы мы сможем только к лету.
Еще одно новшество электронной системы оплаты проезда – транспортные карты. С 7 февраля их можно купить во всех отделениях Сбербанка.
– Единая транспортная карта стоит сто рублей, – говорит Владимир Емельянов. – Выглядит она как обычная банковская карточка. Расплачиваться ею в общественном транспорте можно так же, как и банковской картой. Кому они пригодятся? В первую очередь пассажирам, у которых нет бесконтактных банковских карт.
Вроде неплохо придумали. Но подвох в том, что приобрести транспортную карту можно пока только в центральном офисе банка на проспекте Ленина. Чтобы пользоваться ею, нужно не только купить, но и сразу же пополнить счет минимум на 18 рублей. А внести деньги на карту можно пока только в центральном офисе банка. Появятся и электронные проездные. Правда, приобрести их в отделениях Сбербанка можно только с 1 марта, а пользоваться ими с 1 апреля.
– Количество поездок по электронному проездному, как и по бумажному, не будет ограничиваться, – говорят в мэрии. – Главное – оплатить его на месяц вперед.
И вот еще что – получить электронный проездной пока могу только льготники – школьники, студенты и пенсионеры. Когда транспортный «пластик» станет доступен всем пассажирам – неизвестно.
Ольга Умарова
Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 005 (065) от 8 февраля 2019 года.