Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

« Передайте за проезд, пожалуйста… банковскую карту!»

В феврале в Брянске запустили электронную оплату в автобусах и троллейбусах

Романтика «счастливых» бумажных билетиков в общественном транспорте, похоже, скоро уйдет в прошлое. На смену им пришли чеки, как в обычном магазине.

Как работает стартовавшая в Брянске 1 февраля система электронной оплаты проезда в автобусах и троллейбусах, выясняли «Брянские известия».

ПАССАЖИРОВ ПОД УЧЕТ

Разговоры об «электронном проезде» в Брянске ходили давно. Поначалу чиновники планировали запустить его еще с ноября прошлого года, затем – с января 2019-го (подробнее в номере «БИ» за 9 ноября 2018 г.). В итоге дотянули до 1 февраля.

Что же это за новшество такое – электронная система оплаты проезда? Теперь горожане могут рассчитаться в автобусах и троллейбусах безналом: с помощью обычной банковской карты (нужна бесконтактная, со значком «антенна» на лицевой стороне), приложения на смартфоне, электронного проездного или транспортной карты. «Живыми» деньгами – купюрами и монетами – также можно будет оплатить поездку.

Кондукторы останутся при работе, заверяют чиновники. Только вместо билетного рулончика у них появится мини терминал – валидатор. Если в салоне нет кондуктора, аппарат ищите у водителя.

Привычные бумажные билеты заменят чеками. Так что никаких больше «счастливых билетиков»…

– У отрывного бумажного талона есть только серийный номер и дата, – говорит директор филиала компании, которая взялась реализовать проект электронной оплаты проезда в Брянске, Владимир Емельянов. – А на новых чеках – и время, и маршрут, и рейс, и фамилия кондуктора…. Так что дважды прокатиться по нему не получится.

Для чего вообще все это делается? Удобство для пассажиров, конечно, есть. Не каждый раз в кармане современного человека найдется мелочь на проезд. А вот банковские карты почти у всех. Но главная выгода – для городской управы

. – У Брянской городской администрации появится возможность пересчитать пассажиров — льготников, – рассказывает Владимир Емельянов. – Это нужно для того, чтобы в полном объеме компенсировать перевозчикам затраты. Кроме того, в электронном формате можно изучать пассажиропоток. И на основе статистики сократить или увеличить интервал движения муниципального транспорта.

Только как сделать последнее, если автобусов и уж тем более троллейбусов в Брянске не хватает…

РУКИ ТЯНУТСЯ К ДЕНЬГАМ                                                    

Корреспондент «Брянских известий» решила сама проверить новую систему в действии.

…Телецентр, час дня. Конечная автобуса №25 «Телецентр – Школа №61». Автобус отправляется, на каждой остановке заходят три-пять пассажиров. Все по привычке протягивают кондуктору мелочь.

 – Смотри! Прямо как в магазине, – показывает подружке на валидатор кондуктора школьница лет 15.

– А что, обычные деньги теперь не принимают?

– Принимаем, – отвечает кондуктор. – Но теперь можно расплачиваться и банковской картой.

Достаю свою карту.

– Просто приложите к дисплею, – учит меня кондуктор Елена Орехова.

Автомат что-то молчит. Пробуем еще.

– Такое бывает, просто переверните карту и еще раз приложите…

Со второй попытки получилось. Чек и впрямь магазинный – четыре последние цифры моей карточки, время проезда, маршрут… Сохраню на память о первой «электронной поездке».

– Сдачу теперь считать не нужно, – улыбается кондуктор. – Хотя рука еще по привычке тянется за деньгами…

Елена Орехова работает кондуктором уже 14 лет. Новую технику, говорит, освоила быстро: пара занятий за полчаса до смены и на обеденном перерыве.

– Но шпаргалки, то есть инструкцию, держу под рукой, – говорит Елена. – Храню ее прямо здесь, на кондукторском кресле.

В час пик в общественном транспорте становится тесновато. Кондуктору приходится проявлять чудеса акробатики, чтобы протиснуться к пассажирам.

– Не будет ли чудо-аппарат срабатывать на каждую карточку, даже если она находится в сумке? – спрашиваю у Елены.

– Реагировать на все подряд прибор не будет, – уверяет кондуктор. – Во-первых, техника срабатывает только на расстоянии в два-три сантиметра. Во-вторых, чтобы рассчитаться с пассажиром, еще нужно нажать на валидаторе специальную кнопку и дождаться ответа на дисплее. Только тогда произойдет оплата и «выйдет» чек.

ТРАНСПОРТНЫЙ «ПЛАСТИК»

Расплачиваться через терминал можно будет пока лишь в городских автобусах и троллейбусах. С маршрутчиками, говорят в мэрии, еще не договорились.

– С частными перевозчиками мы обсуждаем внедрение электронной системы по регулируемым тарифам, которые контролирует Брянская городская администрация, – рассказал и.о. начальника городского отдела по транспорту Игорь Чубчиков. – Однако с 1 июля перевозчики по закону должны иметь в салонах электронные кассы для «обилечивания» пассажиров. В полном объеме обеспечить работу электронной системы мы сможем только к лету.

Еще одно новшество электронной системы оплаты проезда – транспортные карты. С 7 февраля их можно купить во всех отделениях Сбербанка.

– Единая транспортная карта стоит сто рублей, – говорит Владимир Емельянов. – Выглядит она как обычная банковская карточка. Расплачиваться ею в общественном транспорте можно так же, как и банковской картой. Кому они пригодятся? В первую очередь пассажирам, у которых нет бесконтактных банковских карт.

Вроде неплохо придумали. Но подвох в том, что приобрести транспортную карту можно пока только в центральном офисе банка на проспекте Ленина. Чтобы пользоваться ею, нужно не только купить, но и сразу же пополнить счет минимум на 18 рублей. А внести деньги на карту можно пока только в центральном офисе банка. Появятся и электронные проездные. Правда, приобрести их в отделениях Сбербанка можно только с 1 марта, а пользоваться ими с 1 апреля.

– Количество поездок по электронному проездному, как и по бумажному, не будет ограничиваться, – говорят в мэрии. – Главное – оплатить его на месяц вперед.

И вот еще что – получить электронный проездной пока могу только льготники – школьники, студенты и пенсионеры. Когда транспортный «пластик» станет доступен всем пассажирам – неизвестно.

Ольга Умарова

Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 005 (065) от 8 февраля 2019 года.

Поделиться: