Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Брянскому троллейбусу – 60: юбилей, которого могло и не быть

5 декабря 1960 года по Брянску проехал первый рейсовый троллейбус. Им стал маршрут №1, который связал троллейбусное депо Советского района с вокзалом Брянск-1. Дорога пролегла через недавно построенный Октябрьский мост. Первоначально по маршруту ходили пять машин. Рейсы пользовались популярностью. По воспоминаниям писателя и краеведа Якова Соколова, только за первый месяц новым видом транспорта воспользовались больше 280 тысяч пассажиров. «Первый» троллейбусный маршрут с небольшими изменениями дожил до наших дней. Длительное время он курсировал между железнодорожным вокзалом Брянск-Орловский и Телецентром. Сейчас его продлили до бульвара Щорса. Но на вокзал «единица» заезжает по-прежнему.

«Двойки» длинные и короткие

Маршрутом-долгожителем можно назвать и «двойку». Троллейбус №2 пустили после введения в эксплуатацию нового железобетонного Черного моста в 1961 году. Рогатые перевозчики соединили Советский и Фокинский районы и ездили от Набережной до Мясокомбината. Позднее рейс продлили до железнодорожного вокзала Брянск-1 и назвали №2д, то есть длинный. А прежний маршрут до Набережной, который тоже продолжал курсировать, получил наименование №2к (короткий).

– «Длинная двойка» была очень удобной для приезжих, – вспоминает жительница Брянской области Галина. – В начале 1990-х часто приходилось добираться из Сельцо до второго Брянска. После жуковской электрички на вокзале Брянск-1 пассажиры пересаживались на троллейбус №2 и не спеша, с веселым подпрыгиванием по брянским дорогам примерно за час доезжали до Фокинского района. В условиях полного отсутствия маршруток это был единственный способ недорого добраться до нужного места.

В середине 1990-х «длинную двойку» вновь урезали до прежнего размера. Конечными станциями опять стали Набережная и Мясокомбинат. В таком виде троллейбусный рейс №2 сохранился и до наших дней.

Студенческий маршрут

Еще через год, в 1962 году, после постройки дамб в центре города и нового Первомайского моста запустили очередной троллейбусный маршрут, который получил номер «три». Его открытию поспособствовало появление новых контактных сетей и еще одной тяговой станции. «Тройка» стала по-настоящему студенческим маршрутом. Особенно она была востребована у будущих учителей, которые получали высшее образование в Брянском педагогическом институте.

– После занятий на остановке собирались десятки, а то и сотни юношей и девушек, – делится своими воспоминаниями студентка пединститута из 1980-х годов Екатерина. – Штурмовали прибывающие «тройки» без соблюдения каких-либо правил этикета. В салон всеми правдами и неправдами набивалось такое количество пассажиров, что сейчас страшно даже представить.

Светлое прошлое, туманное будущее

Развитие электрического транспорта в Брянске в предперестроечные годы шло семимильными шагами. За два десятилетия в городе построили восемь тяговых подстанций. Создали большинство из ныне существующих маршрутов. Троллейбусный парк вырос до 185 машин. В 1972 году возвели с нуля троллейбусное депо №2 в Бежице. Еще через пять лет капитально отремонтировали депо №1. К 1986 году число троллейбусов выросло до 200, протяженность контактной сети превышала 66 километров.

С конца 1980-х судьба брянских троллейбусов складывалась уже не так благополучно. Увеличение личного автотранспорта, появление маршрутных такси, а также рост цен на электроэнергию привели к упадку в отрасли. На предприятии образовались огромные долги. В 2016 году пришлось даже закрыть депо №2 в Бежице.

На сегодняшний день в регулярной эксплуатации находится около ста машин. Троллейбусное управление обслуживает 15 маршрутов. Но горожане, которые регулярно пользуются общественным транспортом, знают, как сложно бывает дождаться нужного троллейбуса.

Во многом именно поэтому машины часто ходят наполовину загруженными. Ждать рейса по 30–40 минут могут только самые преданные поклонники «рогачей», в основном это пенсионеры. Отсюда и складывается ощущение, что троллейбусы отживают свой век и горожанам не нужны. Но при хозяйском подходе этот экологический вид транспорта может не только сохранять воздух чистым, но и приносить городу доход.

И тут коронавирус виноват…

И все же, пусть не без потерь, брянскому троллейбусу удалось дожить до конца 2020 года. Его московскому собрату повезло значительно меньше. В августе этого года в столице полностью прекратили троллейбусное сообщение. Оставили только один короткий туристический маршрут в знак особого уважения к заслугам «усопшего».

Многие помнят, что в предыдущие годы Брянск пережил настоящий автобусный бум. С 2017 по 2019 годы для города приобрели более 200 новых машин. В конце 2019 года руководители области пообещали Брянску и троллейбусное обновление. Но, к сожалению, свой юбилей брянский троллейбус встречает без обновок. Поговаривают, что и тут коронавирус виноват. Дескать, все средства направили на борьбу с пандемией. Не до троллейбусов… Будем надеяться, что и эту болезнь брянский электрический транспорт перенесет достойно.


Татьяна АЛЕКСАНДРОВА.

Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 048 (159) за 4 декабря 2020 года.

Поделиться:

© 2016 – 2022, © Брянские известия, 16+
Новости 24