4 февраля во всем мире отмечают день борьбы с раком. В Брянской области почти 35 тысяч жителей, это около 3% населения, состоит на учете в областном онкологическом диспансере.
Какие меры предпринимаются для ранней диагностики злокачественных опухолей, на какую помощь могут рассчитывать брянцы, у которых обнаружили рак, и какие есть новые способы лечения онкологических заболеваний, выяснили «Брянские известия».
ГЛАВНОЕ – КАК МОЖНО РАНЬШЕ ОБНАРУЖИТЬ
Каждый год около 5,5 тысячи брянцев ставят страшный диагноз – онкология. У мужчин рак чаще всего поражает легкие, кожу, предстательную железу, желудок и кишечник. У женщин опухоли в основном развиваются в молочных железах, на коже, в половых органах, щитовидной железе и кишечнике.
– В Брянской области есть возможность обнаружения опухолей на ранних стадиях, когда прогноз на выздоровление самый благоприятный, – рассказал корреспонденту «Брянских известий» первый заместитель директора департамента здравоохранения Брянской области Виталий Мосин. – Во всех поликлиниках работают смотровые кабинеты, куда направляют всех впервые обратившихся за медицинской помощью. Кроме того, каждый год проводят диспансеризацию определенных групп населения, периодические медицинские осмотры. Самое главное, чтобы сам человек понимал, что пройти вовремя все положенные профосмотры жизненно важно.
По словам главного внештатного специалиста по скорой медицинской помощи регионального департамента здравоохранения Игоря Кацкова, рост заболеваемости злокачественными новообразованиями отмечается как в нашей области, так и в целом по России. Причин тому несколько: население стареет, методы исследования становятся все совершеннее, экологические и социальные факторы, курение и пищевые привычки. При этом, к сожалению, редко удается обнаружить болезнь на ранней стадии.
– Вылечить злокачественное новообразование на ранней стадии, как правило, можно одним из методов: хирургическим, лучевым, лекарственным, – отметил на коллегии департамента здравоохранения Брянской области Игорь Кацков. – В большинстве случаев это приводит к полному выздоровлению пациента. Лечение запущенных форм рака на третьей и четвертой стадиях, которые в основном и обнаруживают, подразумевает комплексное лечение, которое редко приводит к развитию стойкой и длительной ремиссии.
ПОМОГАЮТ, СНИМАЯ БОЛЬ
На Брянщине онкология по смертности занимает второе место после сердечно-сосудистых заболеваний. Ежегодно от злокачественных опухолей умирают 2,7–2,8 тысячи брянцев. В основном это люди, у которых болезнь обнаружили на последних стадиях.
В среднем в нашем регионе каждый год примерно у пяти тысяч онкологических больных диагностируют четвертую стадию рака. 80% из них нуждаются в обезболивании, то есть оказании паллиативной помощи. Но не в каждом районе Брянщины есть отделения паллиативной помощи. Всего в регионе их семь: в Севской, Выгоничской, Стародубской, Новозыбковской, Климовской центральных районных больницах, в Сельцовской городской больнице и в Карачевском специализированном доме ребенка. В них могут оказывать помощь 102 взрослым и 10 детям.
– В этих медицинских организациях работает межрайонный принцип оказания паллиативной помощи, – говорит Виталий Мосин. – Например, в Выгоничскую районную больницу приезжают пациенты из Брянска, Почепского, Трубчевского, Погарского и Жирятинского районов.
Однако, по сравнению с общим числом больных на Брянщине, которым можно помочь, только уняв боли, это капля в море.
При этом по нормативам госпрограммы «Развитие здравоохранения в России», считается, что мест в паллиативных отделениях и взрослым, и детям у нас хватает.
– В Брянской области приходится 7,5 койки паллиативной помощи на сто тысяч жителей, а норматив – 6,1, – говорят в облздраве. – Для детей норматив 1,84 койки на сто тысяч жителей, у нас – 4,4. В среднем отделения паллиативной помощи в брянских медицинских учреждениях заполнены на пятьдесят процентов. Кроме того, есть 23 кабинета паллиативной помощи в районных поликлиниках по всей области.
ЧЕМ БУДУТ ЛЕЧИТЬ?
Как отмечает президент Ассоциации онкологов Брянской области, кандидат медицинских наук Дмитрий Лопатин, за последнее время лечение онкологических заболеваний значительно продвинулось. В клиниках сейчас проводят много перспективных исследований. Они учитывают специфику нашего населения, генетические и биологические особенности и уровень организации онкологической помощи. Среди таких инновационных методов лечения онкологи назвали несколько ведущих.
Иммунотерапия. Пока что в основном используют дорогостоящие импортные препараты. Российские исследователи активно работают над созданием иммуноонкологических вакцин, в 2018 году достигнуты заметные успехи. И с 2019-го планируется начать применение таких препаратов. На практике иммунотерапия, как правило, успешно работает именно в сочетании с другими видами лечения, в первую очередь – с лучевой терапией.
Онкорадиотерапия. Это разновидность ядерной медицины, которая использует ионизирующее излучение для высокоточной диагностики и лечения онкологических заболеваний. Лучевая терапия с использованием радиоактивных микроэлементов (брахитерапия) позволяет успешно лечить, сокращая использование агрессивной химиотерапии с тяжелыми побочными эффектами. В ряде случаев удается помогать так называемым неоперабельным пациентам.
Российские онкологи планируют расширять использование брахитерапии для лечения разных видов рака. В Брянской области в этом году в лаборатории отделения дозиметрических и цитогенетических исследований областного клинико-диагностического центра начали использовать новый метод диагностики рака простаты, смертность от которого вышла на третье место среди онкологических заболеваний у мужчин
. – Это исследование называется PCA3, по названию гена, на котором синтезируются так называемые «маркеры» злокачественных опухолей предстательной железы, – говорят в облздраве. – В отличие от традиционного теста на простатический специфический антиген, это исследование чувствительно именно к онкологии. Новый вид исследования – безболезненный, он исключает риск осложнений и негативных последствий.
Елена Васильева
Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 004 (064) от 1 февраля 2019 года.