Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Фото как следствие жизни

В Брянске прошла персональная выставка фотографа, следователя и судьи Николая Бабаянца «От Баку до Брянска». О двух своих фотородинах и творческом подходе к серьезной профессии Николай Николаевич рассказал «Брянским известиям».

МИЛИЦИОНЕР С КАМЕРОЙ

…1953 год, столица Азербайджана – солнечный Баку. В семье ткачихи и эксперта-криминалиста родился сын Коля. В детстве будущего фотографа очень занимала география. Мог часами рассматривать на карте далекие материки, читать по сотому разу замысловатые названия стран…

Первый фотоаппарат появился у мальчика еще в школе. Заветную «Чайку» за 15 рублей подарили на день рождения друзья. Но серьезно заниматься художественной фотографией Николай начал лишь спустя 20 лет.

– Мне было 22 года, когда я стал милиционером, – рассказывает Николай Николаевич. – А через полгода поступил в Высшую следственную школу Волгограда. Учился на факультете подготовки экспертов-криминалистов.

Именно здесь начался его «фотографический путь».

– В судебной фотографии много жанров: съемка для криминалистической баллистики, портретная съемка, съемка по техническому исследованию документов, – говорит Николай Бабаянц. – И каждый мне пришлось освоить.

После учебы Николай Бабаянц стал работать экспертомкриминалистом в азербайджанском УВД на транспорте. Параллельно увлекся художественной фотографией. Пейзажи, портреты, репортажи… – Однажды я снимал хоккей на траве, – говорит герой. – Ко мне подошел мужчина и пригласил в местный народный фотоклуб «Хазар». Я пришел, принес пару своих работ – как думал, самых лучших. Но когда увидел снимки других фотографов, понял, что мне еще многому учиться…

ОТ БАКУ ДО БРЯНСКА

Неизвестно, как сложилась бы жизнь Николая на родине, если бы не Карабахский конфликт. В конце 80-х давние напряженные отношения между народами Армении и Азербайджана переросли в гражданскую войну. И его семья перебралась в Смоленскую область. Сам он оставался в Баку, никак не мог получить перевод на работе.

– Коллеги уговаривали меня не уезжать, мол, обстановка нормализуется, – вспоминает Николай Николаевич. – Но как я мог остаться? Вся семья уже переехала… Тогда друг посоветовал мне взять отпуск и ехать в Смоленск. А там зайти в местное УВД и посмотреть, что с работой. Я поехал, «показался» в смоленской милиции. Места эксперта-криминалиста мне не нашли, зато взяли следователем. В Баку я уже возвращался за личным делом и оставшимися вещами.

На Брянщину Бабаянцы попали случайно. Семье предложили удобный вариант обмена смоленской квартиры на жилье в Жуковке. Здесь Николай продолжил работу следователя. Вскоре его повысили до старшего следователя, затем – заместителя начальника Жуковского ОВД по следствию.

А в 47 лет милиционеру предложили стать мировым судьей в Дубровском районе.

НАБЛЮДАТЬ ЗА ЖИЗНЬЮ

В Брянской области Николай Бабаянц продолжил заниматься фотографией. Выставки, встречи с другими фотохудожниками – Николай нашел «своих». Благодаря творчеству, признается фотограф, смог так долго продержаться в органах. В отставку ушел в 2014 году. На пенсии он решил полностью посвятить себя давней страсти – фотографии. Одна из недавних работ Николая Бабаянца – «Провинциальный гламур» – в 2017 году вошла в число лучших в стране на конкурсе «Best of Russia-2017»… На снимке изображен старенький двухэтажный деревянный дом. Над крыльцом – невесть откуда взявшаяся табличка от вагона поезда «Воронеж – Рига»:

– Этот дом находится в Баку, но я его заметил не сразу. Решил изучить, стал приходить, снимать… Сначала фотографировал детей на его фоне, а один раз вышла очень колоритная бабушка. Придумали ей образ – белое льняное платье, шляпа… Один из кадров и выбрало жюри.

Еще одна работа Николая Бабаянца «Памяти жертв Холокоста» входит в экспозицию берлинского музея Катастрофы.

Сейчас Николай Николаевич продолжает много снимать и участвовать в выставках:

– Как я всю жизнь совмещал две такие разные работы – следователя и фотографа? Видимо, в душе я все-таки романтик. Француз Анри Картье Брессон как-то сказал, что фотографы делятся на две категории: одни творят фотографию, вторые наблюдают за жизнью. Так вот, я отношусь ко второй. Больше всего люблю снимать людей. А все подходящие атрибуты для съемок собираю заранее. У меня даже есть для них специальный «творческий» сарай.

Ольга Умарова

Материал опубликован в издании «Брянские известия» №002 (062) от 18 января 2019 года.

Поделиться:

© 2016 – 2022, © Брянские известия, 16+
Новости 24