В номере «Брянских известий» за 30 ноября мы рассказали о молодом акушере — гинекологе Наталье*. Вот уже больше шести лет она работает в государственной поликлинике и параллельно – в частном медцентре.
Мы публикуем продолжение интервью, в котором героиня поделилась откровениями об изнанке коммерческой и бесплатной медицины.
НЕТ ВРЕМЕНИ НА УЛЫБКУ
Многие мои друзья, да и я сама, ходят только в платные клиники. Очереди там поменьше, да и врачи, говорят, поприветливее…
Но никаких «дежурных улыбок» руководство в платном центре от нас не требует. В государственной больнице еще сказывается нехватка времени. На первичный прием здесь можно тратить всего 14 минут. Норма за одну смену – не меньше 23 человек. Иначе в качестве зарплаты придет голая ставка в 10 тысяч рублей.
То есть получается, что ты впервые увидел пациента и за 14 минут должен узнать все о его жалобах, болезнях. А еще выписать направления на необходимые исследования, поставить диагноз, назначить лечение… В такой спешке улыбнуться лишний раз не получится. Морально очень сильно устаешь.
А вот в частном центре времени на осмотр дается сколько угодно – полчаса и более. По уровню качества медпомощи могу сказать, что в частных клиниках оно выше. Дело в технике – она более современная и за один прием можно несколько процедур сделать.
ТРАТЫ ПАЦИЕНТА НЕ ПООЩРЯЮТСЯ
Наш бухгалтер говорит «хорошо поработали», если доходы клиники за месяц больше, чем в предыдущем. Но за все шесть лет никакого плана на «средний чек по пациенту» у нас не было. И вообще растраты клиента нам никак дополнительно не поощряются. Сколько к тебе записалось человек, скольких ты вылечишь – столько и заработаешь.
Что касается «бесполезных анализов», то, как правило, в платные клиники идут уже с конкретной проблемой и сами записываются на нужную процедуру. Большинство анализов у нас – стандартные, просто люди хотят узнать результаты побыстрее, а не ждать две недели, как в поликлинике.
НЕНАВИСТНЫЕ ШОКОЛАДКИ
Конечно, некоторые врачи занимаются «выкачиванием» денег и взятки берут. Но такое чаще встречается в столичных клиниках, где конкуренция больше.
В государственной больнице пациентам сейчас тоже придется потратиться. Здесь даже обычного физраствора порой не хватает для капельниц.
Иногда пациенты оставляют мне в качестве благодарности шоколадку. Честно скажу, от одного взгляда на сладкое мне уже плохо, и я отдаю «презенты» соседке с ребенком.
А еще в государственной консультации у меня частенько спрашивают, можно ли поскорее получить результаты… Не за бесплатно, конечно. Мне проблемы не нужны, поэтому денег с пациентов не беру.
ИНОГДА ХОЧЕТСЯ ПОСКАНДАЛИТЬ
Когда я пришла в государственную поликлинику после университета, первое, что у меня спросили: «Почему не замужем и есть ли дети?» А мне еще только 23 было. Сейчас нужны молодые специалисты-медики, которые отучились восемь лет и при этом успели завести семью и детей… Желательно никогда не болеющих.
За шесть лет я взяла больничный всего один раз на неделю. Работала на износ, а теперь вот жалею. Нервы порой сдают, даже к психологу обращалась. С коллегами разные ситуации бывают, иногда хочется поскандалить. Но понимаешь, что с этими людьми потом работать.
С заведующей в государственной поликлинике мне повезло – ей можно рассказать о проблеме, она попытается помочь. Всегда интересуется, много ли было людей на приеме, сходила ли на обед… От этого становится как-то полегче.
Своему ребенку я, наверное, не посоветую идти в медицину… Не потому, что разочаровалась в выбранной профессии. Но реальность сильно отличается от представлений.
Ольга Умарова
Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 049 (058) от 14 декабря 2018 года.