Расписные шарики, стеклянные зверушки, шишки и сосульки… «Сокровища» карачевской фабрики елочных игрушек можно найти едва ли не в каждом брянском доме. Как предприятию с почти вековой историей удается сохранять традиции, и насколько сейчас ценится ручной труд, разбирались «Брянские известия».
ДУШЕВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Карачевская фабрика елочных игрушек – предприятие народного художественного промысла. Наши мастера попали в сотню лучших производителей России. Карачевские стеклянные шары даже украшают главную елку страны в Кремле!
При этом официального сайта у предприятия нет. Интернет ограничивается сухой справкой об ООО «Интерьер-промысел» – это его современное название.
…Добраться до самой волшебной фабрики региона из Брянска можно на пригородной маршрутке. Полчаса – и ты на автостанции Карачева. Оттуда еще минут 15 пешком. Если заплутал, дорогу охотно подскажут местные жители. Они свою фабрику любят и целыми семьями приходят туда покупать елочные игрушки.
В безликом четырехэтажном сером здании трудно узнать знаменитое на всю страну предприятие. Для промышленной фабрики оно годится. Но как место, где вручную создают уникальные елочные украшения, ему явно не хватает антуража.
В цехах – старенькие плиточные полы, стены выкрашены в зеленый цвет, оборудование, которое служит уже не один десяток лет… И холод. Некоторые сотрудницы (в основном коллектив состоит из женщин) работают в теплых жилетах и не убирают далеко куртки.
За новогоднее настроение отвечают разве что праздничные календари и открытки, обильно развешенные на стенах.
– К нам часто иностранцы приезжают, – говорят работники. – Они удивляются, как мы в таких, по их мнению, сложных условиях создаем красоту. А в нашем деле главное – душа…
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ
Работает фабрика круглый год. Но ажиотаж наступает с октября. По выходным на экскурсии приезжают около двух тысяч человек. А за месяц получается до 15 тысяч.
Елочные игрушки на фабрике создают из готовых стеклянных трубок. В стеклодувном цехе мастер разогревает заготовку на газовой горелке и выдувает шар или фигуру животного.
– Чувствовать стекло – это настоящее искусство, – говорит мастер-стеклодув Ольга Голенкова, которая работает на фабрике с начала нулевых. – А брака у нас почти не бывает, все идет в дело. Материалы используем экологически безопасные, без примесей.
Чтобы поверхность стекла стала серебристо-зеркальной, заготовки пропускают через специальные вакуумные установки в цехе алюминирования. Затем игрушку окрашивают, и она готова к росписи.
Мастера – всего их около 10 человек – используют обычные кисточки, а краску наносят плавными слоями. Причем рисунок всегда получается разный.
– Я сейчас рисую сову, и она у меня как будто смеется, – рассказала художник предприятия Людмила Фролова. – Видимо, настроение такое… На каждую игрушку у разных мастеров свой взгляд. Творчески подходим ко всем заказам. Однажды к нам пришел молодой человек, который служил в пограничных войсках. Попросил нарисовать на шаре «солдата с собакой». Так, чисто схематически. А наши художники схематически не умеют, целая картина получилась! Прошло пару дней, он заказал еще партию. А потом еще…
Без фантазии здесь никак. А вот специальное образование – критерий не обязательный. Чтобы попасть на фабрику, молодые работники проходят стажировку. Но в основном здесь остались старожилы, которые отдали «новогоднему делу» 30–40 лет.
СЕРП И МОЛОТ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
Главная гордость фабрики – ее музей. На полках – вся история русской елочной игрушки последнего века. От карнавальных масок из папье-маше, картонных балерин и бумажных гирлянд до целых композиций из стекла и сказочных иллюстраций из книг… А еще – шкатулочки и другая деревянная утварь середины 30-х годов прошлого века.
От коллекции советских игрушек отойти сложнее всего. Часики, заснеженные домики, птички на прищепках… Каждая игрушка – мини-эпоха. Вот маленький космонавт в честь Юрия Гагарина. Рядом зеленобокая хрущевская кукуруза, а вот блестящие фонарики указывают в «светлое будущее»… Современные коллекции сильно отличаются по духу. По соседству с пейзажами – логотипы фирм и политических партий, портреты президентов.
– У нас много работы по спецзаказам, – рассказал технический директор Николай Маслов. – А еще большим спросом пользуются игрушки «под старину», много молодых людей покупают украшения с советской символикой… Вообще наши коллекции отражают быт и традиции празднования Нового года в России. Отсюда большой интерес у иностранцев. Одна американка собрала коллекцию русской елочной игрушки, там были и наши изделия. Провела грандиозную пиар-кампанию, выставку… А как-то раз зарубежным послам показали елку из карачевского лесхоза. Шишки для нее сделали на нашей фабрике. Так иностранцы поверить не могли, что они игрушечные.
ИНВЕСТОРАМ НЕ РАДЫ
Несмотря на всю уникальность производства – по сути это мануфактура с редким для наших дней ручным трудом – предприятие малорентабельно.
– Экономически его жизнь замерла в начале 90-х, – говорит Николай Маслов. – В конце прошлого века была большая тяга ко всему импортному. К нашему производству, которое не менялось годами, стал падать интерес. Появилось много бизнесменов, так называемых «красных директоров», они хотели подвести предприятие к банкротству… К нам приезжали иностранные инвесторы, которые пытались влить сюда немалые средства и перенять технологию «под копирку». Ничего хорошего из этого не вышло, потому что дело передается от мастера к мастеру.
Технологии на фабрике не меняются вот уже 86 лет.
– Главное – не терять уникальность, – считает Николай Васильевич. – Покупателя сейчас и так стремятся завалить «типовой» продукцией. Но если теряется какая-то форма исконно русского промысла, то, как правило, навсегда. Правда, попытка автоматизировать процесс была. Успехом она не увенчалась, но, по словам работников, в перспективе переход хотя бы части производства на «автомат» неизбежен. Иначе вытянуть даже привычные объемы будет сложно. Поговаривают в цехах и о дефиците сотрудников: – Перед Новым годом работаем практически без выходных, но уже привыкли. Здесь остаются только те, кто по-настоящему любит свое дело.
Ольга Умарова
Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 049 (058) от 14 декабря 2018 года.