Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Дорогая Оксана Олеговна…

ЗАПАСНОЙ АЭРОДРОМ

23-летнюю учительницу Оксану Олеговну можно принять за школьницу – ноль макияжа, чуть наивный взгляд из-за стекол очков… Во время разговора девушка постоянно рисует смешные мордашки на салфетке.

– У меня даже диплом в университете был о применении комиксов в обучении навыкам устной речи, – улыбается педагог. – Рисую я пока что только для себя. Ну, иногда использую персонажей комиксов для объяснения материалов в младших классах…

Иностранные языки Оксане нравились еще в детстве, поэтому с выбором профессии учителя проблем не было. Получив летом диплом педуниверситета, поступила на «заочку» в магистратуру – без нее сейчас молодым преподавателям не дают вести уроки у старшеклассников.

Параллельно начала искать работу. Отправляла заявки в различные фирмы, которым требовались сотрудники со знанием английского, ходила на собеседования… Школу как место работы поначалу даже не рассматривала.

– Еще на практике в университете я поняла, что профессия педагога требует гораздо большей ответственности, сил и мужества, чем многие могут себе представить, – говорит Оксана. – О работе в школе я думала только как о «запасном аэродроме». Но когда мне отказали в очередной конторе, я поняла, что мои знания не должны пропадать даром и нужно попробовать.

Найти работу по специальности оказалось непросто – многим нужны были опытные педагоги. К тому же лето, многие директора в отпуске. Повезло только в одной городской школе – там работал всего один учитель английского и срочно требовался второй.

ТАНЦЫ С БУБНОМ И ЧЕСТНЫЕ ЛОБОТРЯСЫ

Первый рабочий день Оксане запомнился… «кладбищем» мошкары на подоконнике в новом кабинете. Шел конец августа, первые звонки еще не прозвенели.

– Мне показали мой новый класс, – рассказывает героиня. – Помню, как долго чистила подоконник от невероятного количества насекомых. Еще мне сказали сделать «календарное планирование». Это подробный план каждого урока на весь учебный год, который нужно показывать завучу. Эх… прощай краска в принтере…

Оксане дали вести уроки в десяти классах – в младшей, средней и старшей школах. Самым сложным оказалось получить хотя бы тень интереса в глазах ребят. Доказать, что твой предмет пригодится в жизни, и драгоценные «школьные годы чудесные» потратишь не зря.

– Я не встречала взрослого человека, который бы не согласился с тем, что знать английский сейчас очень важно, – говорит Оксана. – И во многих престижных профессиях это обязательное условие, а за границей – основной язык… Но, как ни странно, современные дети этого не понимают. Были случаи, когда некоторые ученики мне в открытую говорили: «Оксана Олеговна, мне не интересно.». Одного этого «не интересно» им хватает, чтобы не делать домашку, баловаться на уроке…

Оксана устраивала у доски едва ли не танцы с бубнами, игры, читала стихи, показывала видеоролики – все шло в ход, чтобы хоть как-то завоевать внимание. Но и спуску детям старалась не давать:

– Если урок не выучен – ставлю «двойку», это обычно действует. Иногда пытаюсь поговорить с глазу на глаз, понять, в чем дело. Вообще я не могу сказать, что детям сейчас ничего не интересно. Наоборот, у каждого какие-то свои увлечения – музыка, игры, книги. И многие знают, чего хотят от жизни, но вот учеба далеко не всегда в приоритете.

ТО ЛИ ПЕТЯ, ТО ЛИ ВАНЯ…

Интриг в школе тоже хватает. Ученикам преподаватели стараются сеять исключительно «доброе и вечное», а вот между собой не церемонятся:

– Из-за личных отношений или просто плохого настроения могут подпортить жизнь. Так что порой не знаешь, с кем тяжелее – с детьми или взрослыми…

А с чем девушка точно не ожидала столкнуться в школе, так это с проблемами памяти.

– Трудно работать с детьми, чьи братья или сестры учатся в старших классах, я их постоянно путаю, – рассказывает Оксана. – А в одном классе вообще близнецы есть. И оба с неплохими знаниями английского. Попробуй различи!

Многие учителя – как молодые, так и много лет проработавшие в школах, жалуются, что сейчас к ним относятся как к обслуживающему персоналу. Ученики откровенно скучают на занятиях, а родители чуть что – сразу к педагогам. Мол, почему плохие оценки? Вы же ДОЛЖНЫ учить!

– Выбивать «пятерки» родители пока ко мне не приходили, – вздыхает Оксана. – Да и старшие преподаватели помогают и словом, и делом. Но все равно каждый день начинается со страха – поймут ли дети? Все ли ты делаешь для того, чтобы усвоили урок? Я знаю, что это неправильно – бояться. И пока ничего не могу поделать со страхом. Но когда вижу, как мне навстречу бегут обниматься второклашки – все плохие мысли сразу улетучиваются.

*Имена героев изменены

Ольга Умарова

Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 045 (054) от 16 ноября 2018 года.

Поделиться: