Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Очень приятно, хам!

Вот те раз – Брянск попал в топпять самых хамских городов страны! Такой рейтинг составило агентство «Зум-маркет». На вопросы о том, где на просторах Родины чаще всего встречается бескультурье, ответили жители 27 городов. Брянск занял пятое место в списке, уступив лишь Перми, Челябинску, Саратову и Москве.

Корреспондент «Брянских известий» решила проверить, так ли все плохо, как говорит статистика?

МАРШРУТКИ: СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ!

– Да в Брянске полно хамов! Странно, что мы на первом месте не оказались, – говорит одна коллега.

– Мы, конечно, не культурная столица, но и не хуже всех, – спорит вторая. Тема брянского хамства не на шутку задела горожан. Вот и в редакции «Брянских известий» мнения разделились.

Судя по данным опроса, чаще всего у нас грубят в магазинах и на рынках (38%), в кафе и ресторанах (23%), на улице (19%) и в транспорте (16%). В разного рода госучреждениях – поликлиниках, школах – грубияны встречаются пореже (4%).

Решено: надо «прогуляться» по статистике. Намечаю маршрут со всеми «горячими» точками и отправляюсь в пучину невежества.

Первый на очереди – общественный транспорт. Вот она, ежедневная проверка на человеколюбие.

Время самое подходящее: понедельник, час дня, офисные «сидельцы» спешат на обед… Торможу маршрутку на остановке ТЦ «Родина». Сажусь на свободное место. Духота, страдальческие лица…

– Девушка-а-а, – манерно обращается к студентке на два ряда впереди меня женщина средних лет. – Уберите, пожалуйста, телефон. Он бликует мне в глаза…

«Бликующая» не реагирует. Салон оживляется – уберет или не уберет?

Спустя минуту под нетерпеливое ворчание брянцев девушка сдается и прячет мобильник в сумку. Пассажиры отворачиваются к окнам…

Через пару остановок входят трое старшеклассников. Разваливаются на задних сиденьях и начинают «резаться» в онлайн-игру, особо не стесняясь в выражениях.

Все едут как ни в чем не бывало, пара пенсионеров косятся в сторону смутьянов. Но замечания за нецензурную лексику не делают.

Итого: два случая словесного хамства и одна «бликующая» провокация. Пересяду-ка я, пожалуй, на автобус…

МАГАЗИНЫ И КАФЕ: УЛЫБАЕМСЯ И НЕ СОГЛАШАЕМСЯ

Измерим градус культуры в магазинах. В разгар рабочего дня в крупных гипермаркетах – тишина и прохлада. Едва я переступаю порог одного из отделов, на меня налетает стайка продавцов:

– Вам что-нибудь подсказать?

– У нас новая коллекция, акция, ликвидация…

От такого напора сразу хочется сбежать. Что поделать – вместе с именными бейджами сотрудницы носят корпоративные улыбки. И обычно приходиться играть в эту игру.

Но сегодня я включаю «придиру».

– А есть такое же платье, только не мятое? Это как будто кто-то носил…

Девушка-консультант держит оборону:

– Одну минуту, сейчас посмотрю!

Почти сразу возвращается:

– К сожалению, вашего размера не осталось. Но я могу предложить взамен вот это – цвет прямо ваш!

– Нет, спасибо, что-то не очень…

– Тогда босоножки. Две пары по цене одной!

– Не мой стиль…

Улыбка не сходит с лица консультанта, она многозначительно переглядывается с коллегой и глубоко вздыхает.

Продолжаю эксперимент в кафе. Скучающий кассир обрадовался мне как родной:

– Добрый день, что будете заказывать?

Выбираю кофе и пирожное, сажусь за столик. Поблизости – две увлеченные разговором подружки, компания беззаботных школьников и парень с ноутбуком. Никто и не думает хамить. Правда, когда музыка становится тише, до меня доносятся подробности чужой личной жизни.

– А он… А она…

Девушки сидят через два стола от меня. За десять минут я узнала во всех деталях, что «Светка из соседнего отдела» хочет увести Сережу, а Сережа молодец и уводиться не хочет…

Итого: грубости – ноль, лицемерие – профессиональное, а наушники – отличное изобретение.

ПОЛИКЛИНИКИ, ЖЭКИ И ДК: КУЛЬТУРА – НЕ ПОВОД ДЛЯ ДУЭЛИ

В поликлинике все ожидаемо: много посетителей, мало врачей. И каждый спешит сделать несколько дел сразу. Тут царство недовольных женщин средних лет из очередей.

– Я только подпись на справке поставить, – пытаюсь открыть дверь в кабинет терапевта.

– Нет уж, после меня пойдете, – преграждает мне дорогу пациентка лет 50.

– Всем только спросить, стойте и ждите, – вторит женщине очередь…

– Вон какая ушлая, мы тут с семи утра стоим, иди в конец очереди!

Н-да… ну вот и нашлось хамское местечко.

Теперь отправляюсь искать бюрократическую грубость в управляющей компании. У меня и повод имеется: из предыдущей квартиры не выписали – фамилию в домовой книге оставили.

Вежливо описываю ситуацию первой попавшейся сотруднице, она посылает меня в другой кабинет. Там я все пересказываю, меня слушают, отправляют к паспортистке. А паспортистки сегодня нет. Когда будет – неизвестно, вот телефон, позвоните завтра…

– Так как мне быть? – мой вопрос звучит почти по-шекспировски.

– Паспортистка. Звонить. Завтра, – отрезает сотрудник и поворачивается к другим просителям.

Завтра так завтра. Не нахамили, конечно, но отделались.

А вот как обстоят дела на культурных полях заведений, где эту самую культуру прививают? Подруга рассказала, как недавно на концерте в местном ДК ее… вызвали на дуэль.

– Я на пару секунд поднялась со своего места, чтобы сфотографировать актеров. И вдруг чувствую: что-то по спине – хрясь! Обернулась, а это позади сидевшая женщина огрела меня кожаной перчаткой. Зашипела, мол, что это вы тут вскакиваете с места, вид загораживаете… Я даже не знала, что сказать, настолько опешила.

Итого и вместо эпилога: ответное хамство – большее хамство. Может, чтобы его не было, нужно учиться видеть вокруг хорошее?


Ольга УМАРОВА

Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 021 (081) за 31 мая 2019 года.

Поделиться: