Вот те раз – Брянск попал в топпять самых хамских городов страны! Такой рейтинг составило агентство «Зум-маркет». На вопросы о том, где на просторах Родины чаще всего встречается бескультурье, ответили жители 27 городов. Брянск занял пятое место в списке, уступив лишь Перми, Челябинску, Саратову и Москве.
Корреспондент «Брянских известий» решила проверить, так ли все плохо, как говорит статистика?
МАРШРУТКИ: СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ!
– Да в Брянске полно хамов! Странно, что мы на первом месте не оказались, – говорит одна коллега.
– Мы, конечно, не культурная столица, но и не хуже всех, – спорит вторая. Тема брянского хамства не на шутку задела горожан. Вот и в редакции «Брянских известий» мнения разделились.
Судя по данным опроса, чаще всего у нас грубят в магазинах и на рынках (38%), в кафе и ресторанах (23%), на улице (19%) и в транспорте (16%). В разного рода госучреждениях – поликлиниках, школах – грубияны встречаются пореже (4%).
Решено: надо «прогуляться» по статистике. Намечаю маршрут со всеми «горячими» точками и отправляюсь в пучину невежества.
Первый на очереди – общественный транспорт. Вот она, ежедневная проверка на человеколюбие.
Время самое подходящее: понедельник, час дня, офисные «сидельцы» спешат на обед… Торможу маршрутку на остановке ТЦ «Родина». Сажусь на свободное место. Духота, страдальческие лица…
– Девушка-а-а, – манерно обращается к студентке на два ряда впереди меня женщина средних лет. – Уберите, пожалуйста, телефон. Он бликует мне в глаза…
«Бликующая» не реагирует. Салон оживляется – уберет или не уберет?
Спустя минуту под нетерпеливое ворчание брянцев девушка сдается и прячет мобильник в сумку. Пассажиры отворачиваются к окнам…
Через пару остановок входят трое старшеклассников. Разваливаются на задних сиденьях и начинают «резаться» в онлайн-игру, особо не стесняясь в выражениях.
Все едут как ни в чем не бывало, пара пенсионеров косятся в сторону смутьянов. Но замечания за нецензурную лексику не делают.
Итого: два случая словесного хамства и одна «бликующая» провокация. Пересяду-ка я, пожалуй, на автобус…
МАГАЗИНЫ И КАФЕ: УЛЫБАЕМСЯ И НЕ СОГЛАШАЕМСЯ
Измерим градус культуры в магазинах. В разгар рабочего дня в крупных гипермаркетах – тишина и прохлада. Едва я переступаю порог одного из отделов, на меня налетает стайка продавцов:
– Вам что-нибудь подсказать?
– У нас новая коллекция, акция, ликвидация…
От такого напора сразу хочется сбежать. Что поделать – вместе с именными бейджами сотрудницы носят корпоративные улыбки. И обычно приходиться играть в эту игру.
Но сегодня я включаю «придиру».
– А есть такое же платье, только не мятое? Это как будто кто-то носил…
Девушка-консультант держит оборону:
– Одну минуту, сейчас посмотрю!
Почти сразу возвращается:
– К сожалению, вашего размера не осталось. Но я могу предложить взамен вот это – цвет прямо ваш!
– Нет, спасибо, что-то не очень…
– Тогда босоножки. Две пары по цене одной!
– Не мой стиль…
Улыбка не сходит с лица консультанта, она многозначительно переглядывается с коллегой и глубоко вздыхает.
Продолжаю эксперимент в кафе. Скучающий кассир обрадовался мне как родной:
– Добрый день, что будете заказывать?
Выбираю кофе и пирожное, сажусь за столик. Поблизости – две увлеченные разговором подружки, компания беззаботных школьников и парень с ноутбуком. Никто и не думает хамить. Правда, когда музыка становится тише, до меня доносятся подробности чужой личной жизни.
– А он… А она…
Девушки сидят через два стола от меня. За десять минут я узнала во всех деталях, что «Светка из соседнего отдела» хочет увести Сережу, а Сережа молодец и уводиться не хочет…
Итого: грубости – ноль, лицемерие – профессиональное, а наушники – отличное изобретение.
ПОЛИКЛИНИКИ, ЖЭКИ И ДК: КУЛЬТУРА – НЕ ПОВОД ДЛЯ ДУЭЛИ
В поликлинике все ожидаемо: много посетителей, мало врачей. И каждый спешит сделать несколько дел сразу. Тут царство недовольных женщин средних лет из очередей.
– Я только подпись на справке поставить, – пытаюсь открыть дверь в кабинет терапевта.
– Нет уж, после меня пойдете, – преграждает мне дорогу пациентка лет 50.
– Всем только спросить, стойте и ждите, – вторит женщине очередь…
– Вон какая ушлая, мы тут с семи утра стоим, иди в конец очереди!
Н-да… ну вот и нашлось хамское местечко.
Теперь отправляюсь искать бюрократическую грубость в управляющей компании. У меня и повод имеется: из предыдущей квартиры не выписали – фамилию в домовой книге оставили.
Вежливо описываю ситуацию первой попавшейся сотруднице, она посылает меня в другой кабинет. Там я все пересказываю, меня слушают, отправляют к паспортистке. А паспортистки сегодня нет. Когда будет – неизвестно, вот телефон, позвоните завтра…
– Так как мне быть? – мой вопрос звучит почти по-шекспировски.
– Паспортистка. Звонить. Завтра, – отрезает сотрудник и поворачивается к другим просителям.
Завтра так завтра. Не нахамили, конечно, но отделались.
А вот как обстоят дела на культурных полях заведений, где эту самую культуру прививают? Подруга рассказала, как недавно на концерте в местном ДК ее… вызвали на дуэль.
– Я на пару секунд поднялась со своего места, чтобы сфотографировать актеров. И вдруг чувствую: что-то по спине – хрясь! Обернулась, а это позади сидевшая женщина огрела меня кожаной перчаткой. Зашипела, мол, что это вы тут вскакиваете с места, вид загораживаете… Я даже не знала, что сказать, настолько опешила.
Итого и вместо эпилога: ответное хамство – большее хамство. Может, чтобы его не было, нужно учиться видеть вокруг хорошее?
Ольга УМАРОВА
Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 021 (081) за 31 мая 2019 года.