Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Манящая романтика небес

16 июля исполнилось 103 года со дня рождения брянского летчика, дважды Героя Советского Союза Павла Камозина. Обычно на аэродроме в Бордовичах в эти дни проходит летный праздник, посвященный Павлу Михайловичу. Но в этот раз из-за коронавируса его провели в урезанном формате – без зрителей.

Мы съездили на аэродром в Бордовичи и поговорили с директором аэроклуба Игорем Сороковым о будущем авиации, о преданных делу инструкторах, о воспитании подрастающего поколения.

Авиаклуб с почти вековой историей

10 октября 1933 года указом РКП(б) Орловской губернии на базе завода «Красный Профинтерн» была создана планерная школа. В том же году аэродром перебазировали в район станции Бордовичи, где он находится и по сей день.

В тридцатые годы в стране романтика небес манила многих. На территории современной Брянщины появились аэроклубы в Олсуфьево Жуковского района, Клинцах и Брянске. Однако, в отличие от бежицкого, большинство аэроклубов просуществовало относительно недолго.

Пассажирские самолеты из Бежицы летали в Москву и Нижний Новгород. В аэроклубе готовили кадры для военных и гражданских полетов. Обучение длилось два года. За семь довоенных лет успели выпустить пять летных групп. В числе выпускников был и легендарный летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза Павел Камозин.

С 1941 по 1943 год аэроклуб вместе с аэропортом был в эвакуации за Уралом. После войны с бежицкого аэродрома можно было улететь в такие удаленные уголки области, как Климово, Новозыбков или Клинцы.

В конце прошлого века аэроклубу присвоили имя самого знаменитого его выпускника – Павла Камозина.

сайт
Фото: группа клуба «ВКонтакте».

От авиамодельного кружка до летчика-спортсмена

Сейчас аэроклуб относится к ДОСААФ. На летном поле готовят будущих парашютистов и летчиков. Начинают воспитывать ребят с семи-восьми лет в авиамодельном кружке. Дети делают макеты всевозможных самолетов и ракет.

С 14 лет воспитанники могут перейти в парашютное звено. Важное условие для этого – хорошее здоровье.

– Подростки учатся укладывать парашюты, знакомятся с техникой выполнения прыжков, занимаются на специальных тренажерах, –  рассказывает Игорь Сороковой. – Затем их допускают до реальных полетов. Если ребенок смог преодолеть свой страх и совершить три прыжка с парашютом, ему могут присвоить третий спортивный разряд.

Для молодых людей, уже не представляющих свою жизнь без полетов, в клубе работает самолетное звено. Здесь за два года подготавливают летчиков-спортсменов. На учебно-тренировочных самолетах ребята постигают азы пилотного мастерства. Вместе с инструктором они садятся за штурвал и совершают свои первые полеты. При успешном прохождении обучения подростки уже в 15–16 лет могут самостоятельно подняться в небо. Сейчас в клубе занимается небольшая группа из 15 начинающих летчиков.

Только в полете живут самолеты

Летное поле занимает 200 гектаров. Прогулочные и спортивные полеты осуществляют на трех самолетах.

– В клубе из 11 имеющихся самолетов только три в рабочем состоянии, – говорит Игорь Сороковой. – Остальные машины долгое время ждут ремонта. Всю авиационную технику мы содержим и ремонтируем за собственный счет.

Будущие летчики тренируются на двух двухместных спортивных самолетах. На них же можно отправиться в экскурсию над Брянском.

А вот третьей рабочей машины аэроклуб может лишиться уже в конце года.

– В декабре 2020 года истекает ресурс самолета Ан-2, с которого производят выброску парашютистов, – рассказывает директор. – И если не отправить машину на техобслуживание, в Брянске просто больше не будет возможности совершить прыжок с парашютом.

сайт
Фото: Сетевая группа клуба, «ВКонтакте».

Большое авиационное будущее

Ученики аэроклуба могут поступить в учебные заведения летной направленности. Каждый год пять-шесть ребят из Брянска выбирают эту профессию, становятся курсантами и студентами специализированных вузов и ссузов.

По словам Игоря Сорокового, будущее летного дела за частной авиацией.

– Сейчас многие состоятельные люди приобретают собственные самолеты и ищут опытных пилотов, – говорит директор аэроклуба. –  Современные машины не требуют много места для взлета и посадки. В Европе уже существуют целые районы, где вместо гаражей построены ангары. Скоро это придет и к нам.

Частные самолеты и вертолеты уже добрались и до Брянска. В нашем городе тоже есть несколько авиавладельцев. К примеру, в Бордовичах базируется два частных самолета. А в небе над Брянском частенько можно увидеть частные вертолеты.

Кстати, после обучения в аэроклубе можно сдать экзамены в  Росавиации и получить свидетельство частного пилота.

Небо доступно каждому

Чтобы прикоснуться к романтике небес, не обязательно приобретать частный самолет и проходить длительное обучение. Любой желающий может приехать на аэродром в Бордовичи и совершить полет на самолете. А самые  смелые могут даже прыгнуть с парашютом.

Опытные инструкторы объяснят новичкам-парашютистам, как надо вести себя в полете, как следует приземляться. Можно прыгнуть в тандеме с инструктором. Это двадцать секунд свободного падения, а затем еще две-три минуты плавного снижения под куполом парашюта.

Почти все сотрудники аэроклуба, а это 20 человек, работают на одном месте по 25–30 лет. Из-за маленьких зарплат молодежь не спешит идти работать сюда.

– Хоть мы и считаемся коммерческим учреждением, но мы больше работаем на воспитание молодежи, – говорит Игорь Николаевич. – На каждом сотруднике – огромная ответственность за жизнь и здоровье учеников. Мы любим свою работу и не готовы променять ее ни на что.


Подготовила Татьяна АЛЕКСАНДРОВА.

Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 029 (140) за 24 июля 2020 года.

Поделиться: