В этом году Брянск рассчитывал обновить подвижной состав городского троллейбусного управления по федеральному проекту. Но надежды оказались тщетны. Конкурсная комиссия отдала предпочтение регионам с более развитой транспортной сетью. Не станет ли эта неудача роковой для самого экологического транспорта в городе – выясняли «БИ».
Проездной не пригодится
Добраться на троллейбусе до работы. Слабо? Конечно же, нет! Тем более, к «рогатым» отношусь крайне положительно. Любовь к ним мне когда-то привила подруга. В студенчестве она всегда покупала проездной билет, брала с собой книгу и добиралась до учебы исключительно на троллейбусах.
Утро среды выдалось дождливым. Но решила так решила. Отправляюсь на остановку «Улица Менжинского», что на проспекте Московском. Но жду не привычную маршрутку, а троллейбус «двойку». В морось простояла почти 20 минут. Наконец, подрулила старенькая машина. В салоне немноголюдно, человек 10. Практически все без масок.
Ехать пришлось 22 минуты. Вышла на конечной – Набережной. А работа – на Фокина. Тут есть два варианта: подняться до площади Ленина по лестнице и уехать оттуда либо дождаться троллейбуса внизу.
На Набережной ходил троллейбус №13. Но его заменили автобусом. Из-за капитального ремонта дороги на улице Фокина убрали контактную сеть. Шансов дождаться автобуса №13 — не много. Он выполняет с бульвара Щорса четыре рейса: три утром и один вечером.
С Набережной до «Полтинника» пока еще можно уехать на «шестерке». Но ее маршрут тоже скоро изменят. От улицы Красноармейской до редакции — 15 минут пешком.
В итоге поднимаюсь до драмтеатра, сажусь на автобус №27. Иначе на работу вовремя не успеть.
Нужны красненькие
– У нас есть белые и синие автобусы, – сказал губернатор Александр Богомаз в декабре прошлого года на вручении очередной партии автобусов. – Чтобы были все цвета нашего флага, не хватает красного цвета.
К этому пожеланию в Брянске прислушались. И решили в 2020-м побороться за 45 новеньких красных троллейбусов. Городские власти совместно с транспортниками подготовили всю необходимую документацию и заявились в федеральный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Но, увы, первый блин оказался комом. Конкурсная комиссия поддержала Омскую и Ивановскую области. Брянск остался без господдержки.
– Не получили в этот раз, значит, получим в другой, – не теряет надежды директор отдела по транспорту Брянской горадминистрации Игорь Чубчиков. – Программа пятилетняя, поэтому у нас есть возможность войти в нее в последующие годы. Мы знаем свои слабые стороны, а потому будем модернизировать контактную сеть, дорабатывать стратегию развития, оптимизировать маршруты.
Только есть ли время, чтобы все это реализовать? Брянским троллейбусам осталось жить не больше года. Тогда износ техники составит 100%. Будет ли что модернизировать? (Подробнее – в номере №13 (73) за 5 апреля 2019 года).
Новая сеть только с нацпроектами
Есть в городе то, что необходимо оптимизировать. Брянск заполонили маршрутные такси. Многие маршруты дублируют друг друга. В мэрии признают, что работать в этом направлении нужно. Но на кардинальные меры пока не готовы.
– Приоритет в любом случае должен отдаваться тем маршрутам, которые работают по регулируемым тарифам, – убежден Игорь Чубчиков. – Здесь действуют льготы, отдельным категориям можно приобрести единый социальный проездной билет, а многодетным и вовсе воспользоваться услугой бесплатно. Мы пока не меняем коммерческие маршруты, поскольку до 2021 года действуют наши договоренности с частниками. По окончании действия свидетельств планируем сократить дублирующие маршруты.
Новые машины – это хорошо. Но решат ли они все проблемы?
Нужна современная контактная сеть, скорость прохождения узлов которой будет не 5 километров в час, а 45–60. Предварительно на замену сотни брянских стрелок и пересечений требуется порядка 110 миллионов рублей. Пока же у троллейбусников на эти цели денег нет. Новые опоры и провода устанавливают только на тех дорогах, где проходит капитальный ремонт. В их числе улицы Советская и Красноармейская, проспект Московский и Городищенская горка.
Полностью обновить парк
Игорь Чубчиков уточнил, что в Брянске есть стратегия развития троллейбусного транспорта. По ней городу необходимо 90 новых машин. А стоимость одной в среднем составляет 15 миллионов. Цена зависит от технических характеристик и автономности хода.
– То, что сегодня город не получил новые троллейбусы, не означает, что завтра троллейбусное управление закроется, – уверяет директор отдела горадминистрации. – Мы изменили политику субсидирования предприятия. Берем во внимание ситуацию с коронавирусной инфекцией. Следим, чтобы МУП не наращивало долги. Наша первоочередная задача – обновить подвижной состав. Как это будет сделано, сказать пока сложно. Будем искать другие возможности. Например, рассмотрим обычную закупку транспорта в лизинг.
ПЕРЕМЕНЫ
Пока мы рассуждаем про городские троллейбусы, власти решили внести изменения в муниципальные маршруты. Новый автобус №11 свяжет сразу три района города: Бежицкий, Советский и Володарский. От микрорайона Вокзальный он поедет через улицу Красноармейскую до бульвара Щорса. Таким образом, новый маршрут автобуса повторяет маршрут троллейбуса №6. Поэтому «рогатый» решили пустить через проспект Ленина до юрфака БГУ.
Жители окраин Володарского района, в том числе поселка Большое Полпино, давно просили пустить муниципальный маршрут из Володарского района в центр Брянска. Наконец, их услышали.
Только местные жители давно пересели на маршрутки. И вряд ли предпочтут им медленный и редко ходящий троллейбус.
Подготовила Анна ЛЁВКИНА.
Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 028 (138) за 17 июля 2020 года.