Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Крути педали подальше от магистрали!

Отличная идея ездить на работу на велосипеде летом. И для здоровья полезно, и экологии не вредишь. Но если в районах Брянщины велик – привычное средство передвижения, то в областном центре на нем далеко не уедешь. На весь Брянск всего одна велодорожка, да и та толком не оборудована для двухколесного транспорта. Что еще мешает брянцам крутить педали, узнавали «Брянские известия».

ПЕШКОМ – БЕЗОПАСНЕЕ

На днях в России прошла акция «На работу на велосипеде». Суть проста: показать людям, что двухколесный транспорт годится не только для поездок на пикник, но и для повседневных дел. Работа, учеба, поход в магазин…

Брянск участвовал в акции второй год подряд. В прошлый раз ее поддержал даже глава города Александр Хлиманков, приехав утром в мэрию на велосипеде.

В этом году, рассказали в городской управе, многие чиновники также приобщились к полезному делу. У здания горадминистрации по такому случаю даже установили велопарковку.

– Парковка для велосипедов у нас постоянная, – пояснили корреспонденту «Брянских известий» в городской администрации. – Но обычно она находится на заднем дворе, где также оставляют машины наши сотрудники. У нас есть специалисты, которые каждый день приезжают на работу на велосипеде. Правда, их единицы…

Есть и среди горожан смельчаки, которые не боятся колесить на велосипеде вдоль оживленных транспортных потоков. Но большинство владельцев великов старается все же прокладывать путь подальше от центральных магистралей.

– Я живу в трех кварталах от работы, – говорит жительница Советского района Брянска Вера. – Мне проще поехать напрямую на велосипеде, чем делать «крюк» на автобусе. И мне повезло с расположением – могу добираться через «дворы». А на центральных улицах по утрам пробираться на велосипеде страшно. Водители постоянно «прижимают» к обочине, съезжаешь на тротуар, там пешеходы ругаются.

Еще одно неудобство езды на велосипедах – их негде припарковать. Обустроенные велопарковки в Брянске можно увидеть только возле крупных магазинов и бизнес-центров. Но велосипедов там нет, потому что в центр города с его плотным потоком автомобилей велосипедисты предпочитают не соваться… Получается замкнутый круг.

ПЕРВЫЙ БЛИН

Пока что в Брянске есть только одна-единственная велосипедная дорожка. И ту обустроили не на проезжей части, а на прогулочной Набережной возле фонтана. Вложились в проект инвесторы, которые занимались ремонтом Славянской площади.

Первая попытка сделать велодорожку в Брянске в 2014 году закончилась провалом.

Депутаты подсуетились и по их просьбе «нарисовали» велодорожку на отремонтированной улице Тельмана в Володарском районе. Однако долгожданное новшество сделали явно не для велосипедистов. Дорожку втиснули в узкий участок, где всегда полно пешеходов. Тротуар попросту разделили желтой линией.

Много нареканий велополоса вызвала и у сотрудников ГИБДД. Инспекторы пришли к выводу, что она не отвечает требованиям по безопасности. Под шумок дорожку «стерли».

– Да, велосипедной дорожки по улице Тельмана больше нет, – подтвердили в городской управе.

В 2014-м чиновники грозились, что сделают велосипедные полосы на улицах Романа Брянского и Объездной. Но спустя пять лет дорожки там так и не появились.

Обещания перенесли на 2019-й. Велополосу протяженностью в 7–8 километров городские власти планируют сделать на Кургане Бессмертия. На дорожке со специальным покрытием можно будет кататься не только на велосипеде, но и на роликах, скейте и гироскутере.

Ни стоимости проекта, ни сроков пока не называют. Хотя последние «поджимают» – до календарного лета всего неделя. А осенью и зимой велодорожка вряд ли кому-то нужна.

УГОНЯЮТ ЧАЩЕ, ЧЕМ МАШИНЫ

С приходом тепла велосипеды замелькали в полицейских сводках. По данным Госавтоинспекции, в этом году на Брянщине произошло семь ДТП, в которых пострадали велосипедисты. Причем три из них – в Брянске.

А еще велосипеды воруют гораздо чаще, чем автомобили. Как рассказали в областном УМВД, в прошлом году в регионе украли 318 велосипедов, а за три месяца 2019го – уже 33. А машин похитили всего 7.

– Кражу велотранспорта довольно трудно раскрыть, – рассказали в пресс-службе УМВД России по Брянской области. – В прошлом году из 318 подобных преступлений раскрыли только 126. Зачастую злоумышленники орудуют по ночам. Они обходят сразу несколько домов. Найденные велосипеды грузят в машину и везут в другой регион, где их можно продать. При этом, чтобы сделать велосипед неузнаваемым, могут поменять местами отдельные детали, перекрасить либо обклеить его цветной пленкой.

Не убережет от кражи самое популярное противоугонное средство – трос. Воры обычно перекусывают его ножницами по металлу. Да и на подъездную дверь с домофоном, говорят стражи порядка, особо уповать не стоит.

– Выбирайте надежные тросы минимум в палец толщиной, а лучше – стальную цепь и навесной замок, – говорят в УМВД. – При этом старайтесь пристегивать велосипед к стационарным конструкциям, например, ограждению или перилам. Да так, чтобы петлю троса или цепи невозможно было снять. Велосипед желательно пристегивать за колесо и раму, а если позволяет длина троса – за раму и оба колеса.

Еще один способ защиты – не оставлять «железного коня» без присмотра либо держать его в надежно запертых или охраняемых помещениях. И даже если отлучаетесь всего на минуту – пристегивайте велосипед на замок.

НЕ ПО ПУТИ

И все же любители покрутить педали в Брянске есть, и немало. Горожане создают тематические сообщества в сети, где собирают компании на «покатушки» и делятся интересными маршрутами.

Вот только велокультура в Брянске – досуговая. До Европы, где на велосипедах каждый день ездят все – от политиков до домохозяек, – нам, конечно, далеко. А что соседи?

Недавно губернатор Смоленской области Алексей Островский опубликовал в соцсети фото своего нового шоссейного велосипеда и заявил, что хотел бы познакомиться с представителями местного велосипедного сообщества для совместных прогулок. Чтобы почувствовать, так сказать, все проблемы «в седле».

– В денежном приоритете у нас сейчас ремонт дорог, – заявили в Брянской городской администрации. – На втором месте – благоустройство тротуаров, а потом уже – велосипедных дорожек. В этом году по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Брянске отремонтируют 24 дороги. На это потратят около 940 миллионов рублей.

Иначе говоря, велосипедистов – по закону равноправных участников дорожного движения – должны отделить от проезжей части. И мешать автомобилистам с пешеходами при таком раскладе они не будут. А пока водителям велосипедов на брянских дорогах не находится места…


Ольга УМАРОВА.

Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 020 (080) за 24 мая 2019 года.

Поделиться: