В семье Шахановых из Брянска разворачивается настоящая война за 4-летнюю Алину*, которую опекуны воспитывают с пеленок. Малышку хочет забрать вышедшая из колонии биологическая мать. Кто прав в «дележке» ребенка и почему о нем думают меньше всего, разбирались «Брянские известия».
«ВЗЯЛА ДОЧКУ ИЗ ДЕТДОМА И ЗАБЕРЕМЕНЕЛА»
– Я сегодня без Алины, она в последнее время боится взрослых, особенно незнакомых, – рассказывает при встрече 27-летняя жительница Брянска Вероника Шаханова.
Взять ребенка из приюта девушка захотела еще студенткой. Будущий социолог вместе с одногруппниками вела шефство над детским домом – студенты приезжали к сиротам, дарили сладости и игрушки…
– Я долго не могла забеременеть и решила, что возьму малыша из детдома, – признается Вероника. – Прошла школу приемных родителей, в 2013 году встала в очередь в отделе опеки. Сначала искала ребеночка постарше, не грудничка. А потом увидела анкету 4-месячной Алины из калужского дома ребенка, и что-то щелкнуло внутри. На фото она была в пеленочке, смугленькая, зеленоглазая… Когда я приехала знакомиться, у меня были черные длинные волосы. Нянечки меня спросили: «А вы точно не ее мама?» Мы были очень похожи.
Три месяца по выходным Вероника ездила к девочке в Калугу. А за неделю до того, как пришло время забирать малышку домой, узнала… что беременна.
– Мой молодой человек был против приемного ребенка, мы расстались, – говорит девушка. – Меня тогда даже из родственников никто не поддержал. Но я не могла отказаться от Алины и решила воспитывать двух дочек. Потом я встретила будущего мужа, он сразу принял и полюбил моих малышек. Для них папа – самый главный человек…
Соцработники Веронику предупредили сразу – девочку можно взять только под опеку. У нее есть биологическая мать, она не лишена родительских прав. А новорожденную дочку отдала в детдом потому, что скоро должна сесть в колонию. Как объяснили Веронике в органах опеки, пока женщина за решеткой, лишить ее родительских прав или ограничить их нельзя.
ЗАБРАТЬ И УЕХАТЬ?
Почти четыре года, пока родная мать находилась в колонии, от нее не было ни звонка, ни письма Алине. А в середине марта Веронике позвонили из отдела опеки и сказали, что женщина вышла на свободу. Но за месяц она не попыталась забрать дочку. Поэтому соцработники посоветовали девушке подавать иск на лишение родительских прав.
Но вдруг родная мать заявила, что хочет забрать ребенка.
– Я сама все это время просила органы опеки узнать, что с биологической матерью, почему она не выходит на связь, – рассказывает горожанка. – Пыталась установить с ней контакт. Я была готова помочь ей. Ведь Алина должна была знать, что у нее есть еще одна мама, которая тоже ее любит, переживает и ждет!
Дальше, по словам девушки, все происходило как в страшном сне.
– Меня вызвали в органы опеки и попросили задним числом написать заявление с просьбой снять с себя полномочия опекуна, – продолжает Вероника. – Я отказалась. После этого мне звонили, просили прийти и разорвать договор на опекунство. Когда я этого не сделала, его расторгли в одностороннем порядке.
Юридически статус опекуна Алины Вероника Шаханова потеряла 3 апреля. По словам девушки, ребенка попытались забрать едва ли не силой. Позвонили, предупредили о приезде другой матери. Ни о каких подготовительных встречах речи не шло, буквально: забрать и уехать.
Дома ни Веронику, ни Алину визитеры не застали. Девушка решила биться за дочку: подала жалобу в прокуратуру на органы опеки. Чтобы ее найти, последние обратились в полицию. Чем дальше, тем больше Вероника походила на преступницу, которая удерживает чужого ребенка…
…Теперь судьбу девочки решит суд. На первом заседании, которое состоялось на прошлой неделе, Алину разрешили оставить в семье Шахановых. Правда, пока только на время судебных разбирательств. Представитель органа опеки предложила передать малышку на это время в дом ребенка, но судья этот вариант отклонила. Кстати, на первое слушание по делу родная мать девочки не пришла.
ВСЕ РЕШИТ ЗАКОН
Между тем у чиновников свой взгляд на эту ситуацию. Как рассказали корреспонденту «Брянских известий» в комитете по делам молодежи, Вероника Шаханова является «опекуном на возмездной основе». По заключенному договору приемный родитель не может препятствовать контакту подопечного ребенка с его кровными родственниками. Вероника же якобы действовала наоборот.
В комитете по делам молодежи также утверждают, что договор с Вероникой Шахановой заключали на конкретное время – пока биологическая мать отбывает срок в колонии.
– Ситуация очень неординарная и двоякая, – рассказал председатель комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации Денис Шаров. – В нашей практике опекунами выступали в основном родственники ребенка, которые хорошо понимали, что рано или поздно нужно будет его отдать. По человечески, мне жалко всех в этой ситуации. Но закон есть закон. В данном случае опекун знала все условия договора и должна была их выполнять.
И без того драматическая ситуация осложняется тем, что ее по-разному преподносят – официальные ведомства и приемная мать. Расходятся, например, важны даты. По словам чиновников, о том, что девочку нужно передать законной матери Веронике рассказали еще в январе. Версия девушки: в марте.
– Я общался с биологической матерью девочки, и у меня сложилось о ней положительное впечатление, – говорит Денис Шаров. – Хорошо выглядит, лаконично изъясняется, и в доме у нее все в порядке – уже ездили с проверкой…
Самое странное в этой истории, что никто из противоборствующих сторон не спросил, чего хочет сама Алина. Ведь в свои четыре года девочка уже все понимает…
– Они с сестренкой даже спят держась за ручку. Если одна плачет – вторая успокаивает. У них настолько тесная связь, что я не представляю, как их можно разлучить. Когда весь этот кошмар начался, я сказала Але, что есть другая мама и другая сестричка. Так она вцепилась в сестру и давай плакать: «Мам, не надо нам других детей, у меня и так есть сестричка». Я просто хочу, чтобы Алина ни в чем не нуждалась и всегда чувствовала, что ее любят.
*Имя девочки изменено
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
«Переход к кровной семье должен быть как можно более безболезненным»
– Сказать наперед, как будет лучше для самой малышки, нельзя, – прокомментировала ситуацию детский психолог Евгения Решетова. – Самое главное, о чем стоит позаботиться в подобных случаях, – сделать переход к кровной семье как можно более безболезненным. Для этого нужно не раз и не два встретиться заранее – в этом приемная мама абсолютно права. На встрече также должен находиться психолог, который вынесет вердикт: пора или не пора. Опекунам же следует понимать: есть реальная перспектива, что ребенка придется передавать кровным родителям. Почему-то многие этот факт игнорируют… И тем сложнее будет в будущем. Срабатывает настоящий материнский инстинкт, когда все видится в самом страшном свете и кажется, что твоего ребенка хотят украсть. Конечно, бывают ситуации, когда очевидно: в родной семье малышом заниматься не будут. В любом случае нужно сохранять контакты семей, приезжать к ребенку и смотреть на его физическое и моральное состояние, спрашивать обо всем.
Ольга УМАРОВА
Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 015 (075) за 19 апреля 2019 года.