За последние пять лет с улиц Брянска стремительно исчезают троллейбусы. Если в 2014 году их было 142, то сейчас в ежедневные рейсы выходят около 90 машин на 12 маршрутах. Да и внешний вид их оставляет желать лучшего. Потертые сиденья, плохо закрывающиеся двери, сквозящие окна…
Почему после почти 60 лет работы на брянских троллейбусах поставили крест и сумеют ли сохранить этот транспорт, выясняли «Брянские известия».
МАШИНЫ ИЗНОШЕНЫ НА 98%
Первые троллейбусы в Брянске выехали на дороги в 1960 году. Поначалу в городе работали 50 машин. Они перевозили пассажиров по маршрутам №1 «Троллейбусное депо – Вокзал Брянск-I», №2 «Вокзал Брянск-I – Мясокомбинат», №3 «Троллейбусное депо – Стальзавод». К началу 80-х в Брянске было 185 троллейбусов. Через пять лет – уже 211. По улицам города протянулись 146 километров контактных сетей. Тогда троллейбусы по популярности у пассажиров уступали лишь автобусам.
С начала 90-х годов прошлого века развитие троллейбусного предприятия в городе замерло, новые машины не покупали. В 2000-е годы хлеб у «рогатых» начали отбирать маршрутки. Тогда-то у троллейбусного управления и начались крупные проблемы. Составлять конкуренцию юрким микроавтобусам становилось все сложнее. Пассажиров в троллейбусах стало в разы меньше. Электрические машины оказались нерентабельными. Предприятию стало нечем расплачиваться за потребленное электричество. Многомиллионные долги троллейбусников покрывали из городской казны. В 2015-м ситуация оказалась критической. Энергетики начали отключать электричество троллейбусам в Володарском районе. По этой же причине под угрозой оказалось троллейбусное сообщение в Советском районе. Тогда городские и областные власти еле наскребли денег, чтобы расплатиться с поставщиками.
Даже после череды сокращений работников, закрытия бежицкого троллейбусного депо и одного из самых востребованных маршрутов – №10 проблемы троллейбусников остались нерешенными.
– Трудности у нас все те же, – признается директор Брянского троллейбусного управления Наталья Назарова. – В арсенале есть 116 машин. Но на улицы города выезжают только 90. Сейчас парк изношен на 98%. Через два года процент износа будет равен 100. Конкурировать с большим количеством коммерческих перевозчиков нам с такой техникой практически невозможно. Сложно нам теперь тягаться и с новыми автобусами, чьи маршруты частично дублируют наши. Хорошо хоть долгов у нас пока нет.
ЧТО ДЕЛАТЬ, НЕ ЗНАЮТ
После того, как троллейбусы стали пропадать с улиц Брянска, некоторые горожане уже не видят в «рогатых» надобности.
– От них толку ноль, – говорит житель Брянска Владимир. – Постоянно ломаются в неожиданных местах, провоцируют пробки. За сохранение троллейбусов в Брянске высказываются основные на данный момент его пассажиры – пенсионеры.
– Мне на троллейбусе удобнее ездить, – говорит горожанка Маргарита Павловна. – Он едет плавно, водители не гоняют, как в маршрутках. А главное, воздух выхлопными газами не отравляет.
Вроде бы о необходимости сохранить троллейбусы говорят и градоначальники.
– Троллейбусы для Брянска нужно сохранить, – заявили корреспонденту «БИ» в городской администрации. – Это наша принципиальная позиция. Ведь троллейбусы – это самый экологически чистый вид транспорта. Еще три года назад предприятию пророчили банкротство и смерть, но троллейбусы попрежнему ездят по улицам нашего города.
На словах все хорошо, но они расходятся с делом. И как сохранить троллейбусы, транспортные чиновники, похоже, плохо представляют.
– Закупок подвижного состава для троллейбусного управления не планируется, – рассказал начальник отдела по транспорту Брянской городской администрации Игорь Чубчиков. – Надо признать, что ситуация с нашими троллейбусами сложная. Будем пытаться участвовать в федеральных программах, чтобы получить новые машины.
НЕУДОБНЫЕ МАРШРУТЫ
По мнению чиновников, поддерживать муниципальный транспорт должны сами жители Брянска. При этом чиновники агитируют ездить на новых, но довольно неудобных автобусах. Троллейбусы остаются в стороне… Горожане возмущены таким подходом.
– Как ездить на муниципальном транспорте, если его маршруты плохо продуманы?– говорит жительница Бежицы Александра Головина. – После того, как отменили троллейбус №3 и изменили маршрут №11, улицу Куйбышева оставили почти без сообщения. Автобусы здесь не ходят, раз в полчаса заезжает только маршрутка №36. А там ведь находятся одна из крупнейших городских поликлиник, районный военкомат, социальные учреждения… До ближайшей остановки троллейбуса на улицу 3 Интернационала, мне пенсионеру, идти около получаса.
А в Советском районе брянцы жалуются на то, что частенько встречают на остановке сначала автобус, а следом за ним – троллейбус. Их маршруты почти полностью повторяются. Но автобус едет быстрее. Откуда тогда взяться пассажирам в троллейбусе?
– Расписание маршрутов этих двух видов транспорта скорректировано, – уверяет Игорь Чубчиков. – Ехать в одно время они не могут. Но бывает так, что из-за заторов на дороге автобус догоняет троллейбус. Это единичные случаи. Маршруты троллейбусов мы оптимизируем исходя из заключения экспертов, изучающих пассажиропоток. Именно поэтому нам пришлось временно отменить троллейбус №3, изменить маршруты №9 и 11. Горожане всегда могут высказать свое мнение, и мы его учтем. Для этого нужно написать письмо в мэрию. Но важно, чтобы это было обращение не одного человека. Например, вместе с брянцами мы скорректировали схему движения автобусов №25, 31, троллейбуса №2.
Стоит ли чиновникам прислушиваться к экспертам, если их выводы противоречат мнению горожан? Может, логичнее перед принятием решения в первую очередь выслушивать жителей Брянска.
ОБЕЩАННОГО НЕ ДОЖДАЛИСЬ
Весь общественный транспорт в Брянске работает по программе планирования перевозок. Документ приняли в прошлом году. По сути, это план, по которому должны развиваться троллейбусное управление и автобусное предприятие в городе до 2021 года. Кое-что уже сделано. К примеру, в 2018-м изменился автобусный маршрут №27а «Мясокомбинат – Улица Горбатова», открыли два новых маршрута – №5а и 5б. Заработал и новый муниципальный маршрут №19да для жителей микрорайона на Флотской.
Но вот что касается троллейбусов, то тут осуществились далеко не все планы. Так и не заработали обещанные маршруты №7 «Мясокомбинат – Юрфак БГУ» и №8 «Мясокомбинат – Телецентр». Изменение коснулось лишь троллейбуса №14. Его продлили до юрфака БГУ.
Как рассказали в горадминистрации, в документ собираются вносить поправки. Когда это произойдет, неизвестно.
– Утверждение маршрутов проходит сложную бюрократическую процедуру, – говорит Игорь Чубчиков. – Свое мнение должны высказать горожане, профильный комитет горсовета, правоохранители. Поэтому принятие таких решений – дело небыстрое.
Но времени у брянских троллейбусов осталось не так много. До 2021 года…
Мария ДЕДКОВА
Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 013 (073) за 5 апреля 2019 года.