Жителей брянского города Фокино потрясла новость: на их цементном заводе будут сжигать мусор со всей Брянской области. Люди собрались на народный сход в городском ДК. Опасаясь за свое здоровье, брянцы выступили против того, чтобы в печи завода отправляли отходы.
«Брянские известия» разбирались, стоит ли фокинцам опасаться появления мусоросжигательного завода, и как его работа может повлиять на здоровье жителей региона.
НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ ВЕЧНО
Мусорная реформа в Брянской области вошла в активную стадию в начале года. Тариф за вывоз отходов увеличился примерно на треть. В некоторых семьях расходы выросли в три раза. Потому что плату начисляют не по квадратным метрам, а по количеству прописанных человек. При этом горожане и жители сельских территорий пока не заметили изменений в системе сбора мусора. Однако до полигонов, по словам природоохранных чиновников, отходов стало доходить больше.
– В январе 2019 года, с началом работы регионального оператора, на официальные свалки привезли 185 тысяч тонн отходов, – говорит директор департамента природных ресурсов и экологии Брянской области Сергей Мотылев. – В прошлые годы за первый месяц до свалок добиралось только 114 тысяч тонн мусора. Некоторые предприятия не везли свои ТБО на полигоны, а выбрасывали их в овраги и в лес. Теперь объем собираемых отходов вырос, система стала прозрачнее.
В итоге мусора стали собирать больше. Но полигоны не резиновые, многие из них уже переполнены. К тому же, свалки вредны и для окружающей среды, и для человека. По мнению экологов, решать проблему нужно радикально. То есть утилизировать мусор, в том числе для этого и поднимали тариф.
БУМАГУ, ПЛАСТИК И СТЕКЛО – НА ПЕРЕРАБОТКУ
Чтобы избавиться от отходов, сначала их нужно рассортировать и перебрать. Но мусоросортировочная станция у нас пока только одна – в Володарском районе Брянска.
– На мусоросортировочной станции в Большом Полпине выбирают до 15 процентов вторсырья, которое можно переработать, – уточняет заместитель начальника управления природопользования и охраны окружающей среды регионального департамента природных ресурсов и экологии Наталья Петросова. – На остальных полигонах в области мусор не сортируют совсем, только складируют. Хотя у нас есть предприятия, которые готовы переработать вторсырье. Но брянских отходов им не хватает, поэтому они покупают сырье в других регионах.
Мусоросортировочные станции и линии в этом году должны появиться на полигонах в Погарском, Клинцовском, Унечском, Трубчевском, Новозыбковском районах. Их строительство – забота регионального оператора по обращению с ТКО компании «Чистая планета».
– Мы столкнулись со сложностями при выделении муниципальной земли под строительство станций для сортировки, – говорит директор фирмы-оператора Владимир Чашников. – Но губернатор обещал решить этот вопрос в течение ближайшего месяца.
В планах у властей пускать на переработку до 60% всего брянского мусора. Эксперты отмечают, что это вряд ли возможно. Потому что даже в Германии, которая является лидером переработки вторсырья, возвращают 65% отходов. В США эта цифра равна 48%, в Швейцарии – 35%.
ТОПЛИВО ИЗ ОТХОДОВ
Некоторые отходы переработать невозможно. Например, упаковки от сливочного и растительного масла, коробки из-под молока… Их проще сжигать.
– Упаковка от молочных продуктов чаще всего испачкана жиром, – говорит Владимир Чашников. – Смыть его можно только едкой химией, которая очень вредна для экологии. А отсортировать такие отходы просто невозможно. Мы планируем построить завод по производству брикетов РДФ-топлива из мусора, которому нельзя дать вторую жизнь, в Большом Полпине. Стоимость его – от полутора до трех миллионов евро.
Топливо из отходов считается альтернативой газу.
– Ближайший завод, на котором используют РДФ-топливо, находится в Калужской области, – рассказывает Владимир Чашников. – Новое топливо заменяет там 10% природного газа. На предприятии построили собственную мусороперерабатывающую станцию. Такую же технологию используют в Волгоградской, Ленинградской областях, Мордовии, да и в Европе. Мы ведем переговоры с фокинским предприятием по поводу использования там РДФ-топлива с октября 2013 года. На днях отправили им соглашение о сотрудничестве. Наша задача – уменьшить количество отходов, которые идут на полигоны.
Как раз такое РДФ-топливо и собирается сжигать в своих печах цементный завод. Против этого выступили жители Фокино.
БОЯТСЯ ПРОБЛЕМ С ЭКОЛОГИЕЙ
Возмущенные жители Фокино 22 марта пришли в местный дом культуры. На сход пригласили главу горадминистрации Надежду Гришину, директора АО «Мальцовский портландцемент» Сергея Марченкова, директора департамента природных ресурсов и экологии Брянской области Сергея Мотылева. Жители боятся, что вредные вещества из сжигаемого РДФ-топлива будут попадать в атмосферу. И горожанам придется дышать этим воздухом. В планах у активистов – написать письмо президенту с просьбой защитить их от новых проблем с экологией. Правда, пока если и нужно жителей Фокино защищать от чегото, то только не от РФД-топлива. Каждый год на улицы этого города выпадает в среднем около 10 тысяч тонн цементной пыли. Но это не выходит за рамки разрешенных выбросов. Да к тому же завод за это платит.
– Предприятия, которые используют РДФ-топливо, государство поддерживает, – говорит Сергей Марченков. – Эта технология входит в число наилучших, которые разрабатывает Росстандарт по поручению правительства России. Сейчас наши печи не подходят для сжигания РДФ-топлива, их придется модернизировать. На это нужно около 300 миллионов рублей. Но мы не хотим тратить такие большие деньги, если не будет гарантирован результат. Пока нет проектно-сметной документации по модернизации печей. Пробный образец альтернативного топлива сожгут не в заводской печи, а в лаборатории. При этом измерят все вредные выбросы. В печах завода температура около 1800 градусов Цельсия. При ней все вредные вещества сгорают. Выбросы в атмосферу вредных веществ от РДФ-топлива даже меньше, чем от природного газа, который мы сейчас используем. К тому же, золу, оставшуюся от брикетов, можно пускать на производство цемента. Получается безотходное производство.
…В Брянской области каждый год на полигоны отвозят около 500 тысяч тонн отходов. Для такого небольшого объема нет смысла строить отдельный мусоросжигательный завод. Чтобы он был рентабельным, придется привозить мусор из других регионов. А чужая грязь брянской экологии ни к чему…
Марина АНТОНОВА.
Материал опубликован в издании «Брянские известия» № 012 (072) за 29 марта 2019 года.